Воскресенье, 05.05.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Саморегулирование как система управления профессиональной деятельностью в сфере оценки

УДК 65.01(075.8)

 

саморегулирование как система управления профессиональной деятельностью в сфере оценки

 

Н.А.Суворова, доцент, к.э.н.,

ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и

курортного дела», г.Сочи,

e-mail: arwa2006@rambler.ru

Аннотация

Саморегулирование является одним из эффективных методов управления профессиональными видами деятельности. Однако для национальной экономики данная система является относительно новой (саморегулирование в оценочной деятельности введено законодательно с 2007г.), поэтому ее внедрение требует детального изучение зарубежного опыта, в котором механизмы саморегулирования получили широкое распространение.

Регулирование оценочной деятельности в рамках национальной экономики может осуществляться посредством саморегулирования организациями профессиональных оценщиков либо целиком и полностью являться прерогативой государства. Механизм саморегулирования оценочной деятельности широко используется в странах с развитой рыночной экономикой, в то время как государственный контроль преобладает, если экономика является развивающейся или переходной. Несмотря на используемый механизм регулирования, основная цель – поддержание высокого качества услуг по оценке объектов собственности. Исторически сложилось так, что изначально в большинстве стран мира к услугам оценщиков прибегали либо очень состоятельные граждане, либо профессиональные посредники (банковские служащие, брокеры, в том числе и в сфере недвижимости), что делало рынок услуг оценки собственности достаточно узким, что не требовало государственного вмешательства. Качество услуг по оценке контролировало профессиональное сообщество, посредством разработки стандартов, профессиональной этики и т.д.

Оценочная деятельность на территории Российской Федерации является относительно новым явлением. Профессия оценщика появилась в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих только в 1998 году (Постановление Минтруда Российской Федерации № 37от 21.08.98). В этом же году был принят ФЗ №135 от 16.07.98 «Об оценочной деятельности в РФ», который с многочисленными изменениями и дополнениями действует и сегодня. Такое позднее вхождение России в международное оценочное сообщество объясняется ее историческим развитием: на протяжении почти 70-ти лет частной собственности на территории советского государства как юридического понятия не существовало, поэтому и не существовало потребности в определении стоимости объектов собственности в процессе их отчуждения. С переходом на рыночную экономику в российском обществе остро встает вопрос эффективного управления частной собственностью. Основным показателем этой эффективности согласно современной парадигме экономики является приращение стоимости имущества в процессе управления им. Таким образом, оценка рыночной стоимости собственности позволяет напрямую определить насколько эффективны реализуемые управленческие решения, и, как следствие, спрос на услуги оценщиков резко возрастает. На сегодняшний день сфера оценки является наиболее динамично развивающейся отраслью в России.

Становление оценочной деятельности в Российской Федерации начиналось с государственного регулирования, которое осуществлялось в форме лицензирования. Однако ФЗ от 27.07.2006г. №157-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» лицензирование было полностью отменено с 1 июля 2007 года и функция регулирования передана саморегулируемым организациям оценщиков, что соответствует практике большинства зарубежных стран. Только в таких странах как Япония, США, Италия и Испания основную роль в регулировании оценочной деятельности занимает государство.

Законодательство и практика оценочной деятельности в развитых странах мира схожи тем, что регулируются профессиональными союзами оценщиков, однако имеются и национальные различия в требованиях к оценщику и отчету об оценке. Сравнительный анализ регулирования оценочной деятельности зарубежных странах для наглядности представлен в табличной форме.

Таблица 1 – Сравнительный анализ зарубежного регулирования оценочной деятельности

Страна/

профессиональная организация

 

Требования к оценщику/к отчету

саморегулирование

Австралия

Австралийский институт оценщиков;

Совет по стандартам

Для осуществления оценочной деятельности необходимо:

­  наличие диплома аккредитованного образовательного учреждения;

­  стаж работы в области оценки в течение не менее двух лет;

­  периодически повышать свою квалификацию и руководствоваться Кодексом чести.

Четкие требования к отчету отсутствуют, но его содержание должно быть: простым для понимания; логично составленным; содержательным.

Великобритания

Королевский институт чартерных сюрвейеров (КИЧС)

Практические положения-требования, которым обязаны следовать оценщики:

­  «Руководство по оцениванию»;

­  оценщики обязаны понимать требования клиента, т.е. обязательность дискуссий с клиентом с тем, чтобы прояснить все его запросы с письменным подтверждением обсуждения;

­  оценщики обязаны браться лишь за такие виды оценки, в которых они компетентны;

­  инспекции, осмотры и исследования должны быть адекватными и проводиться для выяснения сути вопроса.

Для вступления в КИЧС оценщик должен:1) получить университетское образование в области недвижимости в одном из аккредитованных КИЧС университетов; 2) пройти не менее чем 2-летнюю стажировку на фирме под руководством члена КИЧС.

Требования к содержанию отчетов оценщика минимальны, однако в качестве заглавия может быть лишь либо«Отчет об оценке», либо «Свидетельство об оценке», озаглавливать документ «Сертификат стоимости» запрещается.

Новая Зеландия

Новозеландский институт оценщиков

Для осуществления оценочной деятельности необходимо:

­  быть зарегистрированным в Комитете по регистрации оценщиков;

­  иметь на момент регистрации годовой сертификат на осуществление практики.

Для получения статуса зарегистрированного оценщика необходимо представить в Комитет на экспертизу шесть отчетов, составленных за последний год. При этом кандидаты должны быть старше 25 лет. Требования к получению статуса зарегистрированного оценщика: 1) наличие минимум двухлетней практики в области оценки; 2) успешное прохождение собеседования в Комитете;3) наличие документального подтверждения проведения как минимум 60 работ по оценке; 4) наличие рекомендаций специалистов.

Требования к содержанию и оформлению отчета четко не сформулированы.

Польша

Польская федерация оценочных ассоциаций

Для получения государственной лицензии оценщика кандидат должен:

­  иметь ученую степень или сертификат высшей школы в области экономики или права;

­  пройти курсы повышения квалификации;

­  представить на экспертизу выполненные отчеты;

­  успешно сдать устный и письменный экзамены.

Возможна профессиональная деятельность и без лицензии, но статус таких оценщиков ниже и они не могут оценивать государственное имущество

Требования к содержанию и оформлению отчета четко не сформулированы

Франция

Французский институт оценки недвижимости

Оценщиком может считаться специалист, соответствующий одному из требований:

­  имеет необходимые знания по специальности, подтвержденные дипломом;

­  имеет диплом о высшем образовании не в области оценки, но прошедший специальные курсы переподготовки;

­  имеет практический опыт работы с недвижимостью не менее 7 лет, в том числе в сфере оценки – в течение 4 последних лет.

Результаты оценки оформляются в виде отчета, в котором содержатся необходимые допущения и условия, анализ рынка объекта оценки, описание местоположения объекта, состав оцениваемых прав, количественная и качественная оценка объекта и необходимые выводы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

США

Институт оценки

Требования для получения государственной  лицензии: наличие высшего образования; прослушивание курса «Стандарты профессиональной практики»; прослушивание курса «Составление отчета и анализ в оценке»; сдача квалификационного экзамена; получение достаточного количества баллов за отчет, представ­ленный соискателем на получение лицензии; наличие 4500 часов практики проведения оценки

Комментируя данные таблицы необходимо отметить, что в международной практике не существует в чистом виде государственного регулирования оценочной деятельности и саморегулирования. Все рассмотренные страны используют и законодательное регулирование, и регулирование профессиональными сообществами.

Подобная практика используется и на территории Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими оценочную деятельность, являются ФЗ №135 от 16.07.98 «Об оценочной деятельности в РФ», приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №256 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №254 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», приказ №  508 от 22.10.2010г. «Об утверждении Федерального  стандарта  оценки  «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», принят Национальным Советом по оценочной деятельности. В этих документах заключаются государственные требования, согласно которым оценщиками на территории РФ признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность на сумму не менее 300 тысяч рублей и на срок не менее одного года. Оценщики могут осуществлять свою деятельность самостоятельно либо по трудовому договору с юридическим лицом, в штате которого числится не менее двух оценщиков, соответствующих требованиям законодательства.

Государство законодательно создает условия для развития саморегулируемых организаций оценщиков (СОО), которые должны насчитывать не менее 300 членов, чтобы быть официально зарегистрированными. Для принятия физического лица в члены СОО необходимо предоставить: 1) документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности; 2) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

В отчете об оценке должны содержаться следующие разделы: основные факты и выводы; задание на оценку; сведения о заказчике оценки и об оценщике; допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки; применяемые стандарты оценочной деятельности; описание объекта оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки и  согласование результатов. Отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Таким образом, отечественная система регулирования оценочной деятельности во многом копирует передовой зарубежный опыт. По отдельным требованиям российского законодательства установлены даже более жесткие требования (наличие страховки, Компенсационного фонда СОО, требования к содержанию и оформлению отчета и т.д.) к оценщикам, чем в зарубежном законодательстве. Этот факт на наш взгляд следует рассматривать не как систему требований, сдерживающих развитие отечественного профессионального рынка оценочной деятельности, а как необходимый уровень притязаний государства к компетентности оценщиков. Несмотря на то, что саморегулирование считается эффективным механизмом формирования конкурентной среды и качества услуг оценки, американский опыт развития этого сектора экономики (введено обязательное лицензирование из-за убытков американских кредитно-сберегательных институтов в результате некомпетентной и некачественной оценки) подтверждает необходимость смешанных форм регулирования оценочной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   ФЗ №135 от 16.07.98 «Об оценочной деятельности в РФ»,

2.   Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №256 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»,

3.   Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)»,

4.   Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №254 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)»,

5.   Приказ №  508 от 22.10.2010г. «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)».

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 1592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика