Пятница, 17.05.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности компаний

УДК 330.322

 

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ

 

Ю.А. Звягина, студ. 5 курса, ФЭиП,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Ливны,

e-mail: i-bocharova@yandex.ru

Научный руководитель: д.э.н. И.Ю. Бочарова

 

Аннотация

В статье проводится сравнительная рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности российских компаний. Используемая в статье методика оценки уровня инвестиционной привлекательности делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, осуществляемую по результатам его деятельности.

Инвестиционная привлекательность отражает эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, устойчивость финансового состояния. Повышение инвестиционной привлекательности компании подчеркивает актуальность улучшения практики корпоративного управления, повышения доходности капитала, модернизации производства.

Рейтинговая оценка компаний позволяет решать вопросы по привлечению инвестиционных ресурсов, способствует совершенствованию практики корпоративного управления. В основе рейтинговой оценки лежит оценка финансового состояния предприятия.

В целях проведения оценки уровня инвестиционной привлекательности компании, необходимо оценить: достигнутый уровень эффективности использования имущества предприятия и рентабельности продукции, и их соответствие нормативным значениям; степень финансовой устойчивости предприятия и ее соответствие нормативным значениям; платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса, и их соответствие нормативным значениям [1].

В исследовании применена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности компании и ее основных конкурентов. Использование такой методики дает возможность ранжировать компании по рейтингу их инвестиционной привлекательности, проанализировать уровень инвестиционной привлекательности исследуемого предприятия с аналогичным показателем его конкурентов.

Для каждого анализируемого предприятия определяется значение ее рейтинговой оценки по формуле [2]:

 

                     ,                                    (1)

 

где       pj – значение рейтинговой оценки;

            х1j, x2j…, хnj – стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле.

В таблице 1 представим матрицу расчетных показателей за 2009 г. ОАО «Промприбор» (Орловская область) и его основных конкурентов: ОАО «Владимирский электромоторный завод» (ОАО «ВЭМЗ»), ОАО «Ярославский электромашиностроительный завод» (ОАО «ELDIN») и ОАО «Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод» (ОАО «МОПАЗ»). Показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы: динамика развития, оценка эффективности, деловой активности, оценка ликвидности и финансовой устойчивости и представлены в таблице 1. Лучшие показатели выделим цветом.

Таблица 1 – Матрица исходных показателей исследуемых предприятий отрасли за 2009 г.

Показатели (i)

Организации (j)

ОАО «Промприбор»

ОАО

«ВЭМЗ»

ОАО «ELDIN»

ОАО МОПАЗ

1. Динамика развития

Х1 – темпы роста выручки от реализации продукции за отчетный период, %;

70,53

75,55

53,77

39,0

Х2 – темпы роста чистой прибыли за отчетный период, %;

7,45

-1093,84

-61,8

-39,0

Х3 – темпы роста авансированного в деятельность предприятия капитала за отчетный период; %;

99,21

98,2

89,03

97,0

Х4 – отношение темпов роста чистой прибыли к темпам роста выручки от реализации продукции, %;

10,56

-1447,84

-114,93

-1

2. Оценка эффективности

Х5 – коэф-т рентабельности всего капитала, %;

0,91

-1,78

-8,28

-1,0

Х6 – коэф-т рентабельности продаж, %;

1,02

-0,95

-8,98

-2,0

Х7 – коэф-т рентабельности собственного капитала, %;

1,6

-1,78

-10,64

-3,0

Х8 – коэф-т рентабельности производственных фондов, %;

0,73

-0,09

-11,53

-1,1

 

3. Деловая активность

Х9 – оборачиваемость всех активов;

0,7029

0,09

0,92

0,51

Х10 – оборачиваемость основных фондов и нематериальных активов;

2,056

9,9

4,21

3,2

Х11 – оборачиваемость оборотных активов;

1,10

0,091

1,85

0,63

Х12 – оборачиваемость запасов;

2,45

2,7

3,86

0,78

Х13 – оборачиваемость дебиторской задолженности;

2,034

0,3

4,79

4,74

Х14 – оборачиваемость наиболее ликвидных активов;

304,8

0,137

14,49

115,3

Х15 – оборачиваемость собственного капитала.

1,52

1,89

1,19

1,39

4. Оценка ликвидности и финансовой устойчивости

Х16 – коэф-т автономии;

0,46

0,046

0,78

0,36

Х17 – коэф-т обеспеченности запасов предприятия собственными оборотными средствами;

2,23

29,87

2,09

1,24

Х18 – коэф-т текущей ликвидности;

3,02

0,992

2,37

1,74

Х19 – коэф-т абсолютной ликвидности;

0,01

0,001

0,3

0,009

Х20 – индекс постоянного актива.

0,78

1,1

0,64

0,52

Источник: расчетные показатели годовой отчетности компаний

 

Как видно из таблицы 1, все группы взаимосвязаны, причем показатели предшествующей группы в основном являются причиной изменения показателей следующей группы, но связь здесь не детерминированная, а стохастическая, вероятностная.

Полученные показатели стандартизируем путем деления каждого показателя на лучший.

Из полученных стандартизируемых показателей произведем расчет сравнительной рейтинговой оценки уровня инвестиционной привлекательности исследуемых предприятий по представленной выше формуле.

Ранжированные предприятия по местам в порядке возрастания рейтинговой оценки систематизируем в таблицу 2.

Таблица 2– Система рейтинговых значений исследуемых компаний

 

Место

Организация

Рейтинговая оценка

1-е

ОАО «МОПАЗ»

7,22

2-е

ОАО «Промприбор»

7,9

3-е

        ОАО «ELDIN»

23,9

4-е

ОАО «ВЭМЗ»

199,5

 

Анализ свидетельствует о достаточно высоком уровне инвестиционной привлекательности ОАО «Промприбор» по сравнению с его основными конкурентами. Полученное значение уровня инвестиционной привлекательности исследуемого предприятия на 0,68 меньше лидирующего предприятия – ОАО «МОПАЗ».

Таким образом, при внедрении сравнительной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности в ОАО «Промприбор» следует отметить следующие достоинства: во-первых, предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовая деятельность предприятия.

Во-вторых, рейтинговая оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе данных публичной отчетности предприятия. Для ее получения используются важнейшие показатели финансовой деятельности.

В-третьих, рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные достижения всех конкурентов.

В-четвертых, для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Предлагаемая методика оценки уровня инвестиционной привлекательности делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, проводимую по результатам его деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов, А.П. Принципы и факторы определения инвестиционного рейтинга предприятий/А.П. Иванов, И.В. Сахарова, Е.Ю. Хрусталев //Консультант директора – 2006 − № 12.

2. Шеремет, А.Д., Ионова, А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 479 с.

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 5292 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика