Воскресенье, 05.05.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Развитие малых городов в приграничных регионах республики Беларусь

УДК 330.322

 

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

И.В. Бурак, юрист,

ЗАО «БиоКом», Гродно, Беларусь

 

Аннотация

Приграничные районы, находящиеся на периферийных территориях своих стран и имевшие вследствие этого более низкие темпы развития по сравнению с центральными, в условиях усиления интеграционных связей между странами Европы оказываются в более выгодном экономико-географическом положении за счет возможностей использования потенциала приграничных государств.

Направления и пути развития современного градостроительства в значительной степени определяются внешней политикой Республики Беларусь в градостроительной сфере. Особенности положения Республики Беларусь в центре Европы предопределяют ее многовекторность, которая нацелена на укрепление связей со всеми сопредельными государствами.

В расширении сотрудничества большое значение имеют трансграничные территории, где прежде всего возникают и реализуются общие интересы Беларуси и соседних стран.

Эти регионы Беларуси подразделяются на две группы. Первая включает три региона на западной и северо-западной границе, общие со странами ЕС (Польша, Литва, Латвия). Ко второй группе принадлежат северо-восточный и восточный регионы на границе с Россией, а также южный на границе с Украиной. На характер и интенсивность трансграничных взаимосвязей в значительной степени влияют географическое расположение, история развития и международные отношения этих государств.

Приграничные регионы играют важную роль не только в территориальной организации сопредельных стран. Они имеют особое значение как в системе расселения и транснациональных взаимосвязей, так и в природном комплексе Европы.

Дальнейшее развитие приграничных территорий в значительной степени будет связано с повышением их значения как в национальных системах расселения, так и в общеевропейской.

Планирование территориального развития трансграничных регионов, исходя из их уникального геополитического положения, осуществляется в условиях стратегического взаимодействия между Российской Федерацией, Украиной и странами ЕС. Это предполагает разработку такой стратегии, которая, с одной стороны, реализовывала бы территориальную политику Беларуси, с другой - координировалась со стратегиями развития стран ЕС, СНГ и, в частности, приграничных государств: Польши, Латвии и Литвы, России и Украины.

Независимо от курса внешней и внутренней политики в сопредельных государствах все больше распространяется понимание необходимости укрепления связей с ближайшими соседями. Так же остро ощущается потребность в налаживании партнерских отношений между государственными, муниципальными органами, различными неправительственными организациями и частным сектором. Различные формы добрососедского сотрудничества в экономической, научной, образовательной, культурной и иных сферах требуют разработки взаимоувязанных программ территориального развития приграничных регионов.

Предпосылками для разработки новой парадигмы трансграничного сотрудничества и прогноза территориального развития приграничного региона являются внешние и внутренние факторы, обусловленные:

- переходом Республики Беларусь и соседних стран на принципы устойчивого развития;

- интеграцией стран в общеевропейское пространство, требующей увязки принципов и методов планирования со странами европейского сообщества;

- новой ролью Беларуси в качестве страны, находящейся на границе двух континентальных таможенных зон — Европейского Союза и Российской Федерации;

- изменениями в нормативно-законодательной базе государств (административные реформы; новые нормативно-правовые акты, принятые в последние годы);

- новыми стратегическими планами (национальными и региональными) территориального развития обоих государств;

- новыми международными соглашениями и проектами.

Направленность развития приграничных малых городов определяют многие внешние по отношению к ним факторы, формирующиеся по разные стороны границы: объединение или разделение приграничных функций, возможности или недостатки, устойчивость или неустойчивость развития.

Среди основных проблем, препятствующих взаимоувязанному развитию и требующих согласованных решений, на первый план выходят следующие:

- отсутствие взаимоувязанных согласованных режимов и регламентов использования приграничных городов и территорий, гарантирующих устойчивость, безопасность и взаимовыгодную эффективность функционирования сопредельных малых городских поселений,

- радиоактивное загрязнение малых городов на значительной части приграничных территорий Беларуси, России и Украины. На белорусском приграничье это города Хойники, Брагин, Наровля, Ветка, Ельск, Лельчицы, Чериков, Комарин, Добруш, Столин, Давид-Городок, Ивье,

- неразработанность согласованного механизма управления, контроля и мониторинга градостроительной деятельности в зонах взаимных интересов и взаимной ответственности (возможных действий и ограничений, единой системы стандартов и индикаторов и др.),

- низкий уровень инфраструктуры туризма и нескоординированность взаимовыгодного использования туристско-рекреационного потенциала приграничных малых городов,

- отсутствие согласованной программы взаимовыгодного использования инвестиционного потенциала приграничных городских поселений на основе принципов партнерства, координации и специализации.

Сохранение обусловленных многовековым развитием приграничных малых городов взаимопроникающих традиций, духовной культуры, социально-экономических взаимодействий и процессов со схожими особенностями, которые в значительной степени утрачены большими городами приграничья, вовлеченными в орбиту всеобщей глобализации.

Большинство малых приграничных городов (исключая поселения в зоне радиационного загрязнения) характеризуются сравнительно здоровой средой обитания. Они имеют относительно благополучную экологическую обстановку, что способствует обеспечению сохранности и устойчивости природного комплекса всего приграничного региона.

Главное, на что следует обратить внимание в первую очередь, — надлежащее благоустройство дорог, связанных с системой трансъевропейских коммуникаций. Важнейшие межгосударственные магистрали должны быть оборудованы системой съездов, локальным соединением наиважнейших транзитных дорог с местными локальными путями сообщения, особенно с такими, которые ведут к поселениям, перспективным для туристского осмотра, и к местам обслуживания туристов.

Многие приграничные города находятся в Чернобыльской зоне, поэтому для них жизненно важны разработка мероприятий и осуществление согласованных действий правительств Беларуси, России и Украины, направленных на смягчение последствий катастрофы. Этому аспекту деятельности сегодня уделяется большое внимание.

Еще среди возможных действий следует назвать разработку схемы инвестиционного потенциала малых городских поселений трансграничных регионов с описанием инвестиционных условий, возможностей и перечнем инвестиционных программ и проектов; формирование нетрадиционных "инвестиционных ниш”, прежде всего в комплексных стыковых зонах экологического, информационного, экономического межнационального контакта. Актуализация действующих и инициация новых проектов сотрудничества будет стимулировать развитие приграничных малых городских поселений.

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 1541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика