УДК
330.322
РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
И.В. Бурак, юрист,
ЗАО «БиоКом», Гродно,
Беларусь
Аннотация
Приграничные районы, находящиеся на периферийных территориях
своих стран и имевшие вследствие этого более низкие темпы развития по сравнению
с центральными, в условиях усиления интеграционных связей между странами Европы
оказываются в более выгодном экономико-географическом положении за счет
возможностей использования потенциала приграничных государств.
Направления и пути
развития современного градостроительства в значительной степени определяются
внешней политикой Республики Беларусь в градостроительной сфере. Особенности
положения Республики Беларусь в центре Европы предопределяют ее
многовекторность, которая нацелена на укрепление связей со всеми сопредельными
государствами.
В расширении
сотрудничества большое значение имеют трансграничные территории, где прежде
всего возникают и реализуются общие интересы Беларуси и соседних стран.
Эти регионы Беларуси
подразделяются на две группы. Первая включает три региона на западной и
северо-западной границе, общие со странами ЕС (Польша, Литва, Латвия). Ко
второй группе принадлежат северо-восточный и восточный регионы на границе с
Россией, а также южный на границе с Украиной. На характер и интенсивность
трансграничных взаимосвязей в значительной степени влияют географическое
расположение, история развития и международные отношения этих государств.
Приграничные регионы
играют важную роль не только в территориальной организации сопредельных стран.
Они имеют особое значение как в системе расселения и транснациональных
взаимосвязей, так и в природном комплексе Европы.
Дальнейшее развитие
приграничных территорий в значительной степени будет связано с повышением их
значения как в национальных системах расселения, так и в общеевропейской.
Планирование
территориального развития трансграничных регионов, исходя из их уникального
геополитического положения, осуществляется в условиях стратегического
взаимодействия между Российской Федерацией, Украиной и странами ЕС. Это
предполагает разработку такой стратегии, которая, с одной стороны,
реализовывала бы территориальную политику Беларуси, с другой - координировалась
со стратегиями развития стран ЕС, СНГ и, в частности, приграничных государств:
Польши, Латвии и Литвы, России и Украины.
Независимо от курса
внешней и внутренней политики в сопредельных государствах все больше
распространяется понимание необходимости укрепления связей с ближайшими
соседями. Так же остро ощущается потребность в налаживании партнерских
отношений между государственными, муниципальными органами, различными
неправительственными организациями и частным сектором. Различные формы
добрососедского сотрудничества в экономической, научной, образовательной,
культурной и иных сферах требуют разработки взаимоувязанных программ
территориального развития приграничных регионов.
Предпосылками для
разработки новой парадигмы трансграничного сотрудничества и прогноза
территориального развития приграничного региона являются внешние и внутренние
факторы, обусловленные:
- переходом Республики
Беларусь и соседних стран на принципы устойчивого развития;
- интеграцией стран в
общеевропейское пространство, требующей увязки принципов и методов планирования
со странами европейского сообщества;
- новой ролью Беларуси в
качестве страны, находящейся на границе двух континентальных таможенных зон —
Европейского Союза и Российской Федерации;
- изменениями в
нормативно-законодательной базе государств (административные реформы; новые
нормативно-правовые акты, принятые в последние годы);
- новыми стратегическими
планами (национальными и региональными) территориального развития обоих
государств;
- новыми международными
соглашениями и проектами.
Направленность развития
приграничных малых городов определяют многие внешние по отношению к ним
факторы, формирующиеся по разные стороны границы: объединение или разделение
приграничных функций, возможности или недостатки, устойчивость или
неустойчивость развития.
Среди основных проблем,
препятствующих взаимоувязанному развитию и требующих согласованных решений, на
первый план выходят следующие:
- отсутствие
взаимоувязанных согласованных режимов и регламентов использования приграничных
городов и территорий, гарантирующих устойчивость, безопасность и взаимовыгодную
эффективность функционирования сопредельных малых городских поселений,
- радиоактивное
загрязнение малых городов на значительной части приграничных территорий
Беларуси, России и Украины. На белорусском приграничье это города Хойники,
Брагин, Наровля, Ветка, Ельск, Лельчицы, Чериков, Комарин, Добруш, Столин,
Давид-Городок, Ивье,
- неразработанность
согласованного механизма управления, контроля и мониторинга градостроительной
деятельности в зонах взаимных интересов и взаимной ответственности (возможных
действий и ограничений, единой системы стандартов и индикаторов и др.),
- низкий уровень
инфраструктуры туризма и нескоординированность взаимовыгодного использования
туристско-рекреационного потенциала приграничных малых городов,
- отсутствие
согласованной программы взаимовыгодного использования инвестиционного
потенциала приграничных городских поселений на основе принципов партнерства,
координации и специализации.
Сохранение обусловленных
многовековым развитием приграничных малых городов взаимопроникающих традиций,
духовной культуры, социально-экономических взаимодействий и процессов со
схожими особенностями, которые в значительной степени утрачены большими
городами приграничья, вовлеченными в орбиту всеобщей глобализации.
Большинство малых
приграничных городов (исключая поселения в зоне радиационного загрязнения)
характеризуются сравнительно здоровой средой обитания. Они имеют относительно
благополучную экологическую обстановку, что способствует обеспечению сохранности
и устойчивости природного комплекса всего приграничного региона.
Главное, на что следует
обратить внимание в первую очередь, — надлежащее благоустройство дорог,
связанных с системой трансъевропейских коммуникаций. Важнейшие
межгосударственные магистрали должны быть оборудованы системой съездов,
локальным соединением наиважнейших транзитных дорог с местными локальными
путями сообщения, особенно с такими, которые ведут к поселениям, перспективным
для туристского осмотра, и к местам обслуживания туристов.
Многие приграничные
города находятся в Чернобыльской зоне, поэтому для них жизненно важны
разработка мероприятий и осуществление согласованных действий правительств
Беларуси, России и Украины, направленных на смягчение последствий катастрофы.
Этому аспекту деятельности сегодня уделяется большое внимание.
Еще среди возможных
действий следует назвать разработку схемы инвестиционного потенциала малых
городских поселений трансграничных регионов с описанием инвестиционных условий,
возможностей и перечнем инвестиционных программ и проектов; формирование
нетрадиционных "инвестиционных ниш”, прежде всего в комплексных стыковых зонах
экологического, информационного, экономического межнационального контакта.
Актуализация действующих и инициация новых проектов сотрудничества будет
стимулировать развитие приграничных малых городских поселений. |