Воскресенье, 05.05.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Инвестиционная привлекательность малых городов, как фактор повышения качества жизни населения

УДК 330.322.01

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ГОРОДОВ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

О.А. Чаплыгин, к.э.н.,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Ливны 

 

Аннотация

В статье представлен  анализ малого города как открытой хозяйственной системы; дается характеристика инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала города. Предложены мероприятия, способствующие повышению инвестиционной привлекательности малых городов, как фактора повышения качества жизни населения

Город, как и регион, является открытой хозяйственной системой, так как сумма в денежном выражении поступающих в него ресурсов не равна стоимости продукции (услуг), отдаваемых им во внешнюю среду. Город является иерархически организованной системой, так как имеет орган управления. Город представляет особую хозяйственную систему, которую можно, с одной стороны, рассматривать как территорию, а с другой стороны, как объект управления [1].

В экономической науке и практике применяются категории инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат. Большинство экономистов придерживается точки зрения, что инвестиционная привлекательность хозяйственной системы есть обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих целесообразность её инвестирования.

Инвестиционный потенциал города - это сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность объекта факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и другие показатели [1].

В современных экономических условиях повышение качества жизни населения малых городов невозможно без привлечения инвестиций в экономику  города.

Население малых городов России составляет 2/3 от общей численности населения страны. При этом большая часть из них с хронически отсталой экономикой и социальной сферой, с низким уровнем качества жизни населения. Изменение системы управления общественно-экономическим развитием ведет лишь к обострению этой проблемы и требует разработки эффективных подходов к ее решению.

Ливны можно назвать малым городом с некоторой оговоркой. Население города составляет чуть более 50 тысяч, а малыми принято называть города с населением меньше 50 тысяч. Но второй по размерам город Орловской области все равно остался малым, прежде всего по менталитету горожан. Проблемы, характерные для нашего города, характерны и для других малых городов России.

Именно привлечение инвестиций в малые города будет способствовать, по нашему мнению, развитию инфраструктуры города, улучшению социально-экономического развития малых городов и в целом повышению качества жизни населения.

В настоящее время не существует общепринятого научного определения понятия «качество жизни» и каждый автор акцентирует внимание на одной из сторон этого понятия.

Проанализировав структуру различных определений качества жизни населения, можно обнаружить, что в структуре этих определений выделяется содержательная и операциональная ее части. В содержательной части раскрывается сам смысл понятия, а в операциональной конкретизируется способ количественного измерения уровня качества жизни.

В содержательной части во всех определениях говорится о степени удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

В операциональной части определения конкретизируется процедура сравнения фактического уровня удовлетворения потребностей с базовым. Эти процедуры можно разделить на две основные группы: основанные на субъективной самооценке и основанные на внешней объективной оценке.

Инвестиционная привлекательность малых городов зависит от инвестиционной привлекательности крупных городов субъекта РФ, в состав которого они входят. И в своем большинстве они не интересны для инвесторов. В виду того, что собственный инвестиционный потенциал малых городов недостаточен, имеется потребность во внешних инвестиционных ресурсах.

В качестве направлений повышения инвестиционной привлекательности малых городов можно выделить следующие:

- создание крупных предприятий и социально-значимых объектов в малых городах;

- создание рабочих мест в малых городах, обучение и привлечение высококвалифицированных кадров;

- предоставление государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории малых городов. Государственная поддержка должна осуществляться субъектом РФ, в состав которого входит малый город;

- обеспечение доступности и открытости информации об инвестиционном потенциале малых городов. Информацию об инвестиционном потенциале малых городов РФ и государственной поддержке развития предпринимательства в малых городах необходимо публиковать во всероссийских и международных изданиях, что позволит привлекать, как российские, так и зарубежные  инвестиции и предоставит возможность инвестору ознакомиться с конкурентными преимуществами малых городов России;

- проведение конкурсов инвестиционных проектов, предназначенных для реализации в малых городах и проведение инвестиционных ярмарок малых городов России;

-  разработка программ повышения инвестиционной привлекательности властями малых городов в соответствии с конкурентоспособными преимуществами территории, учитывая специфику субъекта РФ, в состав которого они входят;

- разработка федеральных программ содействия социально-экономическому развитию малых городов России. Программы соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития страны и позволят получить многосторонний эффект во всех сферах жизнедеятельности общества;

- обучение органов исполнительной власти в малых городах по привлечению инвесторов. Органам исполнительной власти часто не хватает знаний по маркетингу города;

- активное изучение органами государственной власти и руководителями предприятий положительного зарубежного опыта в области привлечения инвестиций в малые города и его дальнейшее применение [2].

Таким образом, основная задача инвестиционной политики малого города заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.

В целом, инвестиционная политика города должна быть направлена на поиск эффективных решений, которые могут позволить активизировать инвестиционные процессы на территории, направить их на реализацию долгосрочной стратегии экономических преобразований и создание в городе экономической системы, способствующей реализации потенциала развития малого города и повышение качества жизни населения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева, Т. Характеристика инвестиционной привлекательности города / Т. Бурцева [Электронный ресурс]. - http://emsu.ru/me/view.  

2. Юмаева, О.В. Повышение инвестиционной привлекательности малых городов РФ – эффективный путь улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом / О.В. Юмаева [Электронный ресурс]. - http://econference.ru.

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 3048 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика