УДК 330.322.01
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ГОРОДОВ, КАК ФАКТОР
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
О.А. Чаплыгин, к.э.н.,
ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет
- УНПК», Ливны
Аннотация
В
статье представлен анализ малого города
как открытой хозяйственной системы; дается характеристика инвестиционной
привлекательности и инвестиционного потенциала города. Предложены мероприятия,
способствующие повышению инвестиционной привлекательности малых городов, как
фактора повышения качества жизни населения
Город, как и регион,
является открытой хозяйственной системой, так как сумма в денежном выражении
поступающих в него ресурсов не равна стоимости продукции (услуг), отдаваемых им
во внешнюю среду. Город является иерархически организованной системой, так как
имеет орган управления. Город
представляет особую хозяйственную
систему, которую можно, с одной стороны, рассматривать как территорию, а
с другой стороны, как объект управления [1].
В экономической науке и
практике применяются категории инвестиционная
привлекательность и инвестиционный
климат. Большинство экономистов придерживается точки зрения, что инвестиционная привлекательность хозяйственной
системы есть обобщенная
характеристика совокупности социальных, экономических, организационных,
правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих
целесообразность её инвестирования.
Инвестиционный
потенциал города - это сумма объективных
предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и
объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал учитывает
основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность объекта
факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами,
инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и другие
показатели [1].
В современных экономических условиях
повышение качества жизни населения малых городов невозможно без привлечения инвестиций
в экономику города.
Население малых городов России составляет
2/3 от общей численности населения страны. При этом большая часть из них с
хронически отсталой экономикой и социальной сферой, с низким уровнем качества
жизни населения. Изменение системы управления общественно-экономическим
развитием ведет лишь к обострению этой проблемы и требует разработки
эффективных подходов к ее решению.
Ливны можно назвать малым городом с
некоторой оговоркой. Население города составляет чуть более 50 тысяч, а малыми
принято называть города с населением меньше 50 тысяч. Но второй по размерам
город Орловской области все равно остался малым, прежде всего по менталитету
горожан. Проблемы, характерные для нашего города, характерны и для других малых
городов России.
Именно привлечение инвестиций в малые
города будет способствовать, по нашему мнению, развитию инфраструктуры города,
улучшению социально-экономического развития малых городов и в целом повышению
качества жизни населения.
В настоящее время не
существует общепринятого научного определения понятия «качество жизни» и каждый
автор акцентирует внимание на одной из сторон этого понятия.
Проанализировав структуру
различных определений качества жизни населения, можно обнаружить, что в структуре
этих определений выделяется содержательная и операциональная ее части. В
содержательной части раскрывается сам смысл понятия, а в операциональной
конкретизируется способ количественного измерения уровня качества жизни.
В содержательной части во
всех определениях говорится о степени
удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.
В операциональной части
определения конкретизируется процедура сравнения фактического уровня
удовлетворения потребностей с базовым. Эти процедуры можно разделить на две
основные группы: основанные на субъективной самооценке и основанные на внешней
объективной оценке.
Инвестиционная привлекательность малых
городов зависит от инвестиционной привлекательности крупных городов субъекта
РФ, в состав которого они входят. И в своем большинстве они не интересны для
инвесторов. В виду того, что собственный инвестиционный потенциал малых городов
недостаточен, имеется потребность во внешних инвестиционных ресурсах.
В качестве направлений повышения
инвестиционной привлекательности малых городов можно выделить следующие:
- создание крупных предприятий и
социально-значимых объектов в малых городах;
- создание рабочих мест в малых городах,
обучение и привлечение высококвалифицированных кадров;
- предоставление государственной поддержки
субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющих свою деятельность на
территории малых городов. Государственная поддержка должна осуществляться
субъектом РФ, в состав которого входит малый город;
- обеспечение доступности и открытости
информации об инвестиционном потенциале малых городов. Информацию об
инвестиционном потенциале малых городов РФ и государственной поддержке развития
предпринимательства в малых городах необходимо публиковать во всероссийских и
международных изданиях, что позволит привлекать, как российские, так и
зарубежные инвестиции и предоставит возможность инвестору ознакомиться с
конкурентными преимуществами малых городов России;
- проведение конкурсов инвестиционных
проектов, предназначенных для реализации в малых городах и проведение
инвестиционных ярмарок малых городов России;
- разработка
программ повышения инвестиционной привлекательности властями малых городов в
соответствии с конкурентоспособными преимуществами территории, учитывая
специфику субъекта РФ, в состав которого они входят;
- разработка федеральных программ
содействия социально-экономическому развитию малых городов России. Программы
соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития страны и
позволят получить многосторонний эффект во всех сферах жизнедеятельности
общества;
- обучение органов исполнительной власти в
малых городах по привлечению инвесторов. Органам исполнительной власти часто не
хватает знаний по маркетингу города;
- активное изучение органами
государственной власти и руководителями предприятий положительного зарубежного
опыта в области привлечения инвестиций в малые города и его дальнейшее
применение [2].
Таким образом, основная задача
инвестиционной политики малого города заключается в создании условий для
эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во
взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и
частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и
простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и
здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых
решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и
стимулирования инвесторов.
В целом, инвестиционная
политика города должна быть направлена на поиск эффективных решений, которые
могут позволить активизировать инвестиционные процессы на территории, направить
их на реализацию долгосрочной стратегии экономических преобразований и создание
в городе экономической системы, способствующей реализации потенциала развития малого
города и повышение качества жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурцева, Т. Характеристика
инвестиционной привлекательности города / Т. Бурцева [Электронный ресурс]. - http://emsu.ru/me/view.
2. Юмаева, О.В. Повышение
инвестиционной привлекательности малых городов РФ – эффективный путь улучшения
социально-экономического положения регионов РФ и России в целом / О.В. Юмаева [Электронный
ресурс]. - http://econference.ru. |