Пятница, 17.05.2024, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Инструменты инновационного развития региональной экономики

УДК 332.146:005.591.6(470.319)

 

ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

С.С. Елецкая, ассистент,

ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», Орел,

e-mail: ESSvetic@yandex.ru

 

Аннотация

Для перехода на инновационный путь развития и осуществления ускоренной технологической модернизации экономики необходимо развивать и активно внедрять эффективные инструменты и формы управления инновационными процессами в разрезе отраслей и регионов. Выделены эффективные инструменты инновационного развития регионов России: региональные научно-технические и инновационные программы и проекты, кластеры; технологические платформы по внедрению конкретных технологий. Формирование эффективных механизмов управления инновационными процессами в регионе должно стать обязательным и непременным условием, обеспечивающим технологический прорыв, как в производственной, так и социальной сфере.

Регионы и муниципалитеты не заинтересованы финансово в развитии инноваций, инициированном на федеральном уровне. Законодательства о муниципалитетах и о науке и инновациях (наукоградах и технопарках, федеральных и исследовательских университетах) никак не связаны друг с другом. Наличие технопарка или наукограда на территории муниципалитета практически ничего не даёт муниципалитету, так как наукоград – федеральный институт, финансирование которого идёт из федерального бюджета.

При этом реализация жизненных интересов населения происходит, прежде всего, на уровне муниципального управления. Реализация государственных социальных гарантий, обеспечение гражданам достойных условий проживания, работы и отдыха, охраны здоровья во многом зависит от эффективности работы муниципальных органов власти. От них граждане ждут в первую очередь качественного выполнения хозяйственных функций.

Необходимо менять существующее законодательство, расширяя возможности участия регионов и муниципалитетов в управлении наукой и развитии инновационной активности. В этой связи является целесообразным делегировать инновационные функции на региональный или муниципальный уровень, что будет способствовать созданию инновационной экономики.

Управлять инновационным процессом необходимо на трех уровнях:

-        макроуровне (уровень государства);

-        мезоуровне (уровень отраслей или территорий);

-        микроуровне (уровень хозяйствующих субъектов).

На макроуровне Правительство РФ осуществляет государственное регулирование по следующим направлениям:

1)      на основе выработанных принципов и национальных приоритетов в инновационной сфере (на основе Форсайт-исследований) принимает федеральную программу (стратегию) по инновационному развитию. Эта Программа должна содержать намерение достичь определенных целей, выраженных в конкретных показателях (например, количестве оформленных патентов и т.п.);

2)      выступает основным координатором субъектов инновационных процессов в экономике страны;

3)      определяет порядок предоставления средств из федерального бюджета;

4)      осуществляет контроль за исполнением федеральной программы по инновационному развитию;

5)      определяет порядок и проводит конкурсы среди организаций, претендующих на государственное софинансирование при внедрении технологических инноваций.

На мезоуровне предлагается формирование научно-технологического совета, позволяющего согласовать интересы и повысить устойчивость связей между государством, наукой, бизнесом и обществом на уровне региона. Эксперты совета, исходя из национальных приоритетов в инновационной сфере и федеральной программы по инновационному развитию, определяют цель и задачи деятельности территории региона на предстоящий период, приоритетные вложения инвестиций в соответствии со спецификой конкретного региона. При этом роль регионального координатора в процессе принятия решений по внедрению конкретных прорывных технологий должен выполнять соответствующий Департамент исполнительного органа власти субъекта РФ.

По примеру регионов, в которых успешно решаются вопросы инновационного развития, основными задачами управления являются:

       определение приоритетов и формирование стратегии инновационного развития в целях обеспечения устойчивого развития региона;

       формирование и поддержка общего информационного пространства, информационно-коммуникационной инфраструктуры, единой муниципальной информационной системы органов власти субъекта и защищенной информационной среды региона;

– координация деятельности органов власти субъекта и организаций в вопросах проектирования, разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на совершенствование системы управления регионом и решение проблем социально-экономического развития;

– координация работ по созданию социально-экономических и организационных условий для инновационного развития;

– совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере инноваций и инновационной деятельности.

В качестве конкретного механизма, обеспечивающего коммерциализацию технологий в регионе, целесообразно формирование так называемых региональных центров коммерциализации технологий на принципах частно-государственного партнерства. Такие центры позволят организовать совместную деятельность научных организаций по коммерциализации результатов исследований нескольких организаций региона.

При выборе инструментов инновационного развития регионов необходимо учитывать следующее:

-        регионы по-разному адаптируются к рыночным преобразованиям;

-        различия между регионами по уровню инновационной активности имеют технологический характер;

-        отсутствие в ряде регионов экономической базы для производства инновационного продукта;

-        кадровые проблемы.

В этой связи, при выборе механизмов формирования экономики инноваций следует учитывать типизацию регионов и типизацию региональной экономической политики.

Управление инновационными процессами на микроуровне, то есть на уровне организации, – совокупность мер по совершенствованию технологической и производственной базы, как на условиях самофинансирования, так и с привлечением заемных средств.

Таким образом, в условиях современных темпов развития науки и техники необходима целостная система управления инновационными процессами на макро-, мезо- и микроуровнях народного хозяйства страны.

При этом важно иметь в виду, что для России особое значение имеет развитие межрегиональных центров, предоставляющих специализированную информацию. В настоящее время в сфере инновационного производства в России существует острая потребность в структурированной информации о приоритетных для каждого региона инвестиционных проектах, направлениях НТП и критически важных технологиях.

Эффективными инструментами инновационного развития региональной экономики должны стать:

-        организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями. В настоящее время в Российской Федерации стратегии социально-экономического развития утверждены в 54 регионах, в 29 ведется их разработка. Эти стратегические решения должны находить отражение в региональных законах, регулирующих инновационную деятельность. Примерами могут служить законы Томской области об инновационной деятельности, Кемеровской области – о технопарках и об инновационной политике, законы Омской области об инновационной деятельности и другие.

-        развитие кластерной политики Создание кластеров, особых экономических зон, основанных на взаимодействии территорий, позволит объединить ресурсы регионов для создания инноваций;

-        развитие механизмов налоговой и финансово-кредитной поддержки в разработке и внедрении инновационных технологий;

-        участие регионов в формирование технологических платформ по внедрению конкретных технологий. В сегодняшних макроэкономических условиях особое значение имеют консолидация усилий государства, научно-образовательного и бизнес-сообществ в форме технологической платформы, деятельность которой должна быть направлена на активное формирование государственной политики в инновационной сфере, экспертное сопровождение научно-технических и инновационных проектов, повышение уровня образования в обществе, продвижение российской продукции на мировом рынке. При этом речь идет о необходимости построения технологической платформы на уровне региона для целей перехода к экономике знаний. Особенность технологической платформы заключается в объединение ресурсов (финансовых, трудовых, интеллектуальных) для целей технологической модернизации. Необходимость формирования технологических платформ на региональном уровне соответствует государственной стратегии модернизации экономики и укреплению государственно-частного партнёрства, и позволяет решить важнейшие социально-экономические и модернизационные проблемы региона;

-        развитие межрегиональных связей для реализации принципов инновационного развития;

-        развитие системы международного инновационного сотрудничества.

Переход к современной инновационной модели экономики невозможен без применения эффективных инструментов, способствующих развитию инновационной деятельности на региональном уровне.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Древинг, С.Р. Институциональные основы развития межрегиональных инновационных систем: роль инновационных кластеров / С.Р. Древинг // Проблемы современной экономики. – № 3(27). – 2008. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24283

2. Измалкова С.А. Механизмы формирования технологических платформ для целей инновационного развития региональной экономики // Экономический анализ: теория и практика. – №3 (210). – 2011.

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 4197 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика