Пятница, 17.05.2024, 09:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Инновационное и инвестиционное развитие малых городов Орловской области

УДК 330.322.01

 

ИННОВАЦИОННОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Ж.В. Музалевская, студ. 3 курса, ФЭиП,

ЛФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Ливны,

e-mail: ansapryki@yandex.ru

Научный руководитель: к.э.н., Сапрыкина А.Е.

 

Аннотация

В статье рассмотрены основные факторы, замедляющие инвестиционное и инновационное развитие малых городов Орловской области. Выявлены основные тенденции, формирующие спрос на инновации, представлены основные мероприятия по совершенствованию инновационного развития малых городов.

В малых городах проживает более 40% населения России. Существуют проблемы, которые характерны как для страны в целом, так и для малых городов в частности: отсутствие дорог, безработица, обветшавшее жилищно-коммунальное хозяйство, низкое качество образования и здравоохранения.

Муниципальным органам управления для решения этих проблем необходима помощь региональных и федеральных органов власти.

Процесс модернизации малых городов России на инновационно-инвестиционной основе должен учитывать специфику отдельно взятого города – его особенности и конкурентные преимущества [5].

Не представляется возможным одинаковое инвестиционное развитие для всех малых городов по следующим причинам:

- малые города по-разному адаптируются к рыночным преобразованиям;

- экономические различия технологического характера между городами;

- отсутствие экономической базы;

- территориальная неоднородность в распределении кадров (около 80% высококвалифицированных кадров сосредоточены в Москве) [6].  

Проведение курса на модернизацию и инновационное развитие малых городов невозможно без постоянного повышения квалификации работников органов власти и управления.

Усилия руководителей предприятий малых городов должны быть направлены на постоянный поиск и установление контактов с новыми инвесторами.

Привлечение инвесторов в малые города невозможно без решения проблем развития и обновления транспортной инфраструктуры, обветшавшего жилищно-коммунального хозяйства (жилой фонд, отопительные и водопроводные сети), налаживания устойчивой связи с региональными трассами и крупными городами.

Развитие дорожной сети, жилищного строительства и внедрение инновационных проектов в малых городах позволит создать новые рабочие места.

При этом можно выделить следующие направления инновационного развития малых городов:

- освоение прогрессивных технологий в сфере муниципального управления;

- инновационное развитие городского хозяйства (экологические и энергоресурсосберегающие инновации);

- инновационные методы жилищного строительства;

- внедрение информационных технологий в системы связи, образования, здравоохранения [5].

Современные города формируют спрос на инновации в следующих ключевых областях:

- развитие транспорта и транспортной инфраструктуры;

- безопасность;

- строительство;

- решение экологических проблем.

Важность городов как потребителей инновационных решений усиливается тем обстоятельством, что управление городами относится к компетенции публичных институтов – органов государственной и муниципальной власти [7].

Например, в Орловской области, которая также включает в состав малые города (Ливны, Болхов, Мценск, Малоархангельск, Новосиль), число организаций, создававших передовые производственные технологии в период 2007-2009 гг. снизилось с 5 до 1. А число организаций, использовавших передовые производственные технологии в период 2007-2009 гг. увеличилось с 66 до 71. По числу использованных передовых производственных технологий в Орловской области в 2009 году 1-е место занимает производство,  обработка и сборка (644 ед.), 2-е место - связь и управление (313 ед.), 3-е место -  проектирование и  инжиниринг - 191 ед. (по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области). Таким образом, можно говорить о том, что Орловская область имеет низкий инновационный потенциал.

В современных экономических условиях жесткой конкуренции для многих российских предприятий главной предпосылкой их эффективной деятельности и максимизации прибыли, является именно инновационная деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии и организации производственного процесса на предприятии.

В условиях рынка каждое предприятие самостоятельно вырабатывает инновационную политику, которая будет направлена на выявление имеющихся проблем предприятия [1, c. 67].

Эффективное развитие хозяйственного субъекта невозможно без наличия инновационного потенциала.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой организованную совокупность взаимосвязанных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления инновационной деятельности и производство научно-технических и технологических новшеств. К таким ресурсам можно отнести:

- интеллектуальные (патенты, лицензии);

- материальные (технологическое оборудование);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные);

- кадровые (опыт проведения НИОКР);

- информационные (информационный отдел);

- иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [3].

Например, в Орловской области в 2009 году было выдано 192 патента на изобретения, 29 патентов на полезные модели и 3 патента на промышленные образцы. А число действующих патентов в 2009 году составило на изобретения 22, а на полезные модели 11 патентов. Таким образом, в промышленности наблюдается нехватка интеллектуальных ресурсов.

К производственным факторам, замедляющим инновационное развитие следует отнести:

- низкий инновационный потенциал большинства организаций;

- возрастающий дефицит квалифицированного персонала;

- недостаток информации о новых технологиях;

- слабое использование возможностей кооперирования с научными организациями и другими предприятиями [2].

Например, численность персонала, занятого исследованиями   и  разработками в Орловской области в период 2007-2009 гг. неуклонно снижается с 1006 до 844 человек. По численности исследователей в Орловской области в 2009 году преобладают сельскохозяйственные – 218 человек.

Модернизация малых городов в большинстве случаев связана с интенсивным развитием малого бизнеса. В настоящее время в малых городах нет серьезных стимулов для создания малых предприятий. Сдерживающими факторами являются:

- низкий спрос на товары и услуги, предлагаемые малым и средним предпринимательством;

- существующая налоговая система (увеличение размера страховых взносов);

- слабое развитие производственной кооперации малого и крупного бизнеса;

- отсутствие в малых городах льготных кредитов для осуществления новых инвестиционных и инновационных проектов (в банковской сфере необходимо создание программ, направленных на кредитование инновационных компаний) [5].

Инновационное развитие малых городов невозможно без совершенствования российского законодательства, которое бы предусматривало наличие льготных условий для такого бизнеса. Необходимо принятие региональных законов, регулирующих инновационную деятельность, совершенствование законодательства о промышленной и научной политике в России, без которого невозможно выстроить директивные указания об инновационной деятельности. Также необходимо четкое законодательное закрепление понятий «инновации», «инновационная деятельность» [6].

В инновационной деятельности ключевой является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления.

В инновационной деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно квалифицированных менеджеров.

В инновационной деятельности предприятия наблюдается низкий уровень использования современных управленческих технологий. Это является следствием высокой сложности современных технологий управления, их восприятия и практического применения.

Таким образом, на современном этапе развития управление инновационной деятельностью предприятия и повышение его эффективности в условиях малых городов играет большую роль как в развитии и процветании самих городов, так и всей страны в целом [4].

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. – Изд. 2-е. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 137 c.

2.                 Архангельский, В.Н. Приоритетные направления развития малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах экономики города Екатеринбурга [Электронный ресурс] / В.Н. Архангельский // http://www.nisse.ru.

3.                 Колосова, Т.В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / Т.В. Колосова // http://www.morvesti.ru.

4.                 Первушин, В.А. Проблемы управления инновационным развитием предприятия [Электронный ресурс] / В.А. Первушин // http://www.tc-m.ru.

5.                 Инновации: спасательный круг для малых городов [Электронный ресурс] // Капитал Страны, 2011.- Режим доступа. - http://www.kapital-rus.ru.

6.                 Инновационное развитие России: роль регионов [Электронный ресурс] //http://www.yartpp.ru.

7.                 Научно-технические инновации и развитие городов [Электронный ресурс] // http://www.urban-practice.com.

 

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 2687 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика