УДК 332.1
ИННОВАЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
О.В. Синицина, к.э.н.,
Администрация города Ливны Орловской области,
e-mail: olga-s@liv.orel.ru
Аннотация
Финансирование
инновационной деятельности, или инновационная способность, играет решающую роль
в определении уровня малого города в экономическом процессе. Инновации
позволяют создать преимущества в наиболее конкурентных отраслях экономики. Их
эффективное использование является для малого города самым действенным
инструментом реализации важнейших задач социально-экономического развития:
обеспечения безопасности, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества
жизни населения.
Система финансирования инновационной деятельности малых
городов в настоящее время не сформирована. Вместе с тем, необходимо выделить
прямое, а так же косвенное финансирование.
Что касается прямого финансирования, то здесь можно обозначить
три основных направления преобразований.
Первое, необходимо усилить государственную поддержку
фундаментальных и крупнейших прикладных исследований и разработок, отвечающих
стратегическим приоритетам города (машиностроение, электротехническая и
приборостроительная промышленность и строительная отрасль) и основанных на
высоких технологиях. Выделяемые в настоящее время на науку средств
недостаточно, они не отвечают сложившимся в мировой практике пропорциям.
Существенная роль в государственном финансировании
должна принадлежать инновационным фондам, которые призваны выделять средства на
соответствующие разработки.
Второе, предприятия и организации, фонды которых были
и останутся в ближайшее время основным источником финансирования нововведений,
должны воспользоваться правами собственности на новые идеи, изобретения,
ноу-хау, воплощенные в орудиях и предметах труда, чтобы окупить затраты и
получить прибыль. Формой практической реализации этой монополии могло бы стать
включение в себестоимость и цену научно-технической продукции суммы износа
нематериальных активов (патентов, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.). Чтобы
дать фирме стимулы для проведения НИОКР, целесообразно выйти с законодательной
инициативой о предоставлении ей временных монопольных прав, например, через патентную
систему, которой закрепляется исключительное право пользования на пятнадцать
лет. В результате конкуренции между фирмами те, кто делает это наиболее
успешно, могут устанавливать временную монополию. Угроза конкуренции
по-прежнему заставит их действовать эффективно; они должны продолжать поиск
выгодных возможностей, пока другие фирмы не ухватились за эти возможности и не
захватили их рынок.
Наконец, в виду возрастающей роли банковского кредита
следовало бы существенно расширить спектр банковских услуг, развивать и совершенствовать
перспективные виды кредитования. Как лизинг, проектное финансирование,
заключение фьючерсных сделок по продаже результатов НИОКР и т.п.
Косвенное финансирование и стимулирование базируется
на использовании системы налоговых, кредитных и амортизационных льгот, включая
следующие направления:
- льготы должны быть дифференцированы по отраслям и
видам деятельности с точки зрения инновационных приоритетов развития экономики
города;
- расширение практики использования скидок с налога на
прибыль в размере вложений в новое оборудование и строительство;
- создание за счет прибыли фондов специального
назначения (венчурных, малого бизнеса и пр.);
- оказание поддержки организациям в приобретении
новейших технологий и современного технологического оборудования;
- оказание поддержки в области подготовки менеджеров
инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах.
Важное направление - развитие системы бюджетирования,
то есть технологии планирования, учета и контроля денежных потоков и финансовых
результатов. Бюджетирование включает планирование бюджетных расходов и их
структуры с точки зрения стратегических перспектив. Элементом бюджетирования
является и частичное покрытие инфляционных издержек товаропроизводителей
инновационной продукции за счет инфляционных доходов государства.
Особую важность имеет механизм возврата инвестиционных
средств и платы за их использование. Возврат средств имеет место в основном в
тех случаях, когда в роли инвесторов выступают банки или специализированные
фонды. В других случаях возможна передача инвестору готовой продукции (для
дальнейшей реализации или прав на интеллектуальную собственность).
Направления развития и действия:
- с целью повышения инновационного потенциала
целесообразно формирование финансово-промышленных групп на базе технически и
кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию,
обеспеченную платеже способным спросом и конкурентоспособную на внешнем и
внутреннем рынках;
- создание холдингов, трастовых компаний и
консорциумов в инновационно-приоритетных отраслях;
- поддержка малого и среднего инновационного
предпринимательства, обеспечивающего гибкость производственной сферы,
расширение ассортимента производимых товаров и ее быструю адаптацию к изменению
платежеспособного спроса, создание новых рабочих мест и развитие конкуренции;
- развитие кооперационного взаимодействия крупного и
малого производства, содействие созданию франчайзинговых компаний;
- расширение практики проведения научно-технических
выставок, научных семинаров, симпозиумов, ярмарок, презентаций различных проектов
промышленного, научно-технического и инновационного развития;
- разработка и организация при поддержке государства
комплексных проектов с участием нескольких предприятий города и соседних регионов
по инновационным направлениям, в том числе:
- оборудование инженерной инфраструктуры,
обеспечивающей электробезопасность и энергетическую эффективность зданий и
сооружений;
- выпуск и расширение ассортимента комплектующих
деталей, узлов и материалов для автомобилестроения;
- создание и усовершенствование электротехнического
оборудования для тракторостроения;
- технологии и оборудование для снижения техногенного
воздействия на окружающую среду;
- производство новых материалов и изделий на их
основе;
- организация сборочных производств на базе
неиспользуемых производственных мощностей с использованием импортных комплектующих
и с заменой их в дальнейшем комплектующими отечественного производства (в
области автомобилестроения, электроники, теле-, радио- и электротехники);
- разработка совместно с ведущими ВУЗами, аудиторскими
и консалтинговыми фирмами и промышленными предприятиями республики проектов
санации и реструктуризации предприятий с акцентом на расширение их
инновационной деятельности;
- создание консультационного центра по проведению
учебных программ и семинаров для реформируемых предприятий с учетом инновационных
перспектив развития города;
- поддержание спроса на инновационные виды продукции в
рамках определенных приоритетов в системе закупок товаров и услуг для государственных
нужд:
- увеличение доли инновационной продукции в
муниципальном заказе;
- предоставление государственных гарантий инвесторам
инновационной деятельности в различных формах;
- формирование банка инвестиционных и инновационных
проектов (бизнес-планов) предприятий для оперативного решения вопросов централизованного
привлечения инвестиций для их реализации;
- выход с законодательной инициативой по созданию
территориально-производственных безналоговых зон (ТПЗ).
Инновационная политика города Ливны может быть
реализована за счет:
- средств, выделяемых по линии федеральных и
республиканских программ и внепрограммных направлений;
- внешних инвестиций;
- внутренних инвестиций предприятий;
- кредитных средств международных финансовых
организаций, в том числе по линии международных проектов и программ;
- грантов международных фондов и организаций;
- финансирования НИОКР за счет средств местного
бюджета.
Меры поддержки инновационных проектов:
- вложение инвестиций в инновационные проекты,
осуществляемые местным самоуправлением совместно с органами федеральной и региональной
исполнительной власти;
- систематическое привлечение научных и
научно-педагогических кадров к решению актуальных задач города;
- предоставление на конкурсной основе бюджетных
средств города для финансирования инновационных проектов за счет средств
бюджета города Ливны;
- включение информации об инновационных проектах, реализуемых
на территории города, в общероссийские и международные коммуникационные сети;
- оказание информационной поддержки инновационных
проектов и продукции, выпускаемой предприятиями города Ливны;
- содействие продвижению инновационной продукции на
внутреннем и внешнем рынках.
- формирование каталога инновационных программ;
- проведение городских конкурсов на лучший инновационный
продукт, инновационный процесс, наиболее прогрессивное
организационно-экономическое управление;
- формирование каталога наиболее инновационно активных
предприятий города;
- применение системы индикативного планирования по
показателям инновационного развития (например доля инновационной продукции в
общем объеме отгруженной, доля затрат на исследования и разработки) на микро-
(предприятие), мезо- (отрасли и комплексы) и макро- (город) уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
2. Садков В.Г. Государственное регулирование
развития регионов России/ В.Г. Садков, О.П. Овчинникова, А.А. Сапожников.- М.:
Издательская группа «Прогресс», 2005.- 261с.
|