Пятница, 17.05.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Инновационное финансирование как фактор социально-экономического развития малых городов

УДК 332.1

 

ИННОВАЦИОННОЕ  ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

О.В. Синицина, к.э.н.,

Администрация города Ливны Орловской области,

e-mail: olga-s@liv.orel.ru

 

Аннотация

Финансирование инновационной деятельности, или инновационная способность, играет решающую роль в определении уровня малого города в экономическом процессе. Инновации позволяют создать преимущества в наиболее конкурентных отраслях экономики. Их эффективное использование является для малого города самым действенным инструментом реализации важнейших задач социально-экономического развития: обеспечения безопасности, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения.

Система финансирования инновационной деятельности малых городов в настоящее время не сформирована. Вместе с тем, необходимо выделить прямое, а так же  косвенное финансирование.

Что касается прямого финансирования, то здесь можно обозначить три основных направления преобразований.

Первое, необходимо усилить государственную поддержку фундаментальных и крупнейших прикладных исследований и разработок, отвечающих стратегическим приоритетам города (машиностроение, электротехническая и приборостроительная промышленность и строительная отрасль) и основанных на высоких технологиях. Выделяемые в настоящее время на науку средств недостаточно, они не отвечают сложившимся в мировой практике пропорциям.

Существенная роль в государственном финансировании должна принадлежать инновационным фондам, которые призваны выделять средства на соответствующие разработки.

Второе, предприятия и организации, фонды которых были и останутся в ближайшее время основным источником финансирования нововведений, должны воспользоваться правами собственности на новые идеи, изобретения, ноу-хау, воплощенные в орудиях и предметах труда, чтобы окупить затраты и получить прибыль. Формой практической реализации этой монополии могло бы стать включение в себестоимость и цену научно-технической продукции суммы износа нематериальных активов (патентов, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.). Чтобы дать фирме стимулы для проведения НИОКР, целесообразно выйти с законодательной инициативой о предоставлении ей временных монопольных прав, например, через патентную систему, которой закрепляется исключительное право пользования на пятнадцать лет. В результате конкуренции между фирмами те, кто делает это наиболее успешно, могут устанавливать временную монополию. Угроза конкуренции по-прежнему заставит их действовать эффективно; они должны продолжать поиск выгодных возможностей, пока другие фирмы не ухватились за эти возможности и не захватили их рынок.

Наконец, в виду возрастающей роли банковского кредита следовало бы существенно расширить спектр банковских услуг, развивать и совершенствовать перспективные виды кредитования. Как лизинг, проектное финансирование, заключение фьючерсных сделок по продаже результатов НИОКР и т.п.

Косвенное финансирование и стимулирование базируется на использовании системы налоговых, кредитных и амортизационных льгот, включая следующие направления:

- льготы должны быть дифференцированы по отраслям и видам деятельности с точки зрения инновационных приоритетов развития экономики города;

- расширение практики использования скидок с налога на прибыль в размере вложений в новое оборудование и строительство;

- создание за счет прибыли фондов специального назначения (венчурных, малого бизнеса и пр.);

- оказание поддержки организациям в приобретении новейших технологий и современного технологического оборудования;

- оказание поддержки в области подготовки менеджеров инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах.

Важное направление - развитие системы бюджетирования, то есть технологии планирования, учета и контроля денежных потоков и финансовых результатов. Бюджетирование включает планирование бюджетных расходов и их структуры с точки зрения стратегических перспектив. Элементом бюджетирования является и частичное покрытие инфляционных издержек товаропроизводителей инновационной продукции за счет инфляционных доходов государства.

Особую важность имеет механизм возврата инвестиционных средств и платы за их использование. Возврат средств имеет место в основном в тех случаях, когда в роли инвесторов выступают банки или специализированные фонды. В других случаях возможна передача инвестору готовой продукции (для дальнейшей реализации или прав на интеллектуальную собственность).

Направления развития и действия:

- с целью повышения инновационного потенциала целесообразно формирование финансово-промышленных групп на базе технически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию, обеспеченную платеже способным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках;

- создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационно-приоритетных отраслях;

- поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обеспечивающего гибкость производственной сферы, расширение ассортимента производимых товаров и ее быструю адаптацию к изменению платежеспособного спроса, создание новых рабочих мест и развитие конкуренции;

- развитие кооперационного взаимодействия крупного и малого производства, содействие созданию франчайзинговых компаний;

- расширение практики проведения научно-технических выставок, научных семинаров, симпозиумов, ярмарок, презентаций различных проектов промышленного, научно-технического и инновационного развития;

- разработка и организация при поддержке государства комплексных проектов с участием нескольких предприятий города и соседних регионов по инновационным направлениям, в том числе:

- оборудование инженерной инфраструктуры, обеспечивающей электробезопасность и энергетическую эффективность зданий и сооружений;

- выпуск и расширение ассортимента комплектующих деталей, узлов и материалов для автомобилестроения;

- создание и усовершенствование электротехнического оборудования для тракторостроения;

- технологии и оборудование для снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

- производство новых материалов и изделий на их основе;

- организация сборочных производств на базе неиспользуемых производственных мощностей с использованием импортных комплектующих и с заменой их в дальнейшем комплектующими отечественного производства (в области автомобилестроения, электроники, теле-, радио- и электротехники);

- разработка совместно с ведущими ВУЗами, аудиторскими и консалтинговыми фирмами и промышленными предприятиями республики проектов санации и реструктуризации предприятий с акцентом на расширение их инновационной деятельности;

- создание консультационного центра по проведению учебных программ и семинаров для реформируемых предприятий с учетом инновационных перспектив развития города;

- поддержание спроса на инновационные виды продукции в рамках определенных приоритетов в системе закупок товаров и услуг для государственных нужд:

- увеличение доли инновационной продукции в муниципальном заказе;

- предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах;

- формирование банка инвестиционных и инновационных проектов (бизнес-планов) предприятий для оперативного решения вопросов централизованного привлечения инвестиций для их реализации;

- выход с законодательной инициативой по созданию территориально-производственных безналоговых зон (ТПЗ).

Инновационная политика города Ливны может быть реализована за счет:

- средств, выделяемых по линии федеральных и республиканских программ и внепрограммных направлений;

- внешних инвестиций;

- внутренних инвестиций предприятий;

- кредитных средств международных финансовых организаций, в том числе по линии международных проектов и программ;

- грантов международных фондов и организаций;

- финансирования НИОКР за счет средств местного бюджета.

Меры поддержки инновационных проектов:

- вложение инвестиций в инновационные проекты, осуществляемые местным самоуправлением совместно с органами федеральной и региональной исполнительной власти;

- систематическое привлечение научных и научно-педагогических кадров к решению актуальных задач города;

- предоставление на конкурсной основе бюджетных средств города для финансирования инновационных проектов за счет средств бюджета города Ливны;

- включение информации об инновационных проектах, реализуемых на территории города, в общероссийские и международные коммуникационные сети;

- оказание информационной поддержки инновационных проектов и продукции, выпускаемой предприятиями города Ливны;

- содействие продвижению инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

- формирование каталога инновационных программ;

- проведение городских конкурсов на лучший инновационный продукт, инновационный процесс, наиболее прогрессивное организационно-экономическое управление;

- формирование каталога наиболее инновационно активных предприятий города;

- применение системы индикативного планирования по показателям инновационного развития (например доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной, доля затрат на исследования и разработки) на микро- (предприятие), мезо- (отрасли и комплексы) и макро- (город) уровнях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Любовный В.Я., Зайцев И.Ф. и др. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования  и реализации // http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_ rab/book/ZPR_reg/ZPR_ogl.html;

2. Садков В.Г. Государственное регулирование развития регионов России/ В.Г. Садков, О.П. Овчинникова, А.А. Сапожников.- М.: Издательская группа «Прогресс», 2005.- 261с.

3. Янднев, М.И. Финансы регионов / М.И. Янднев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240 с.

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (28.02.2011)
Просмотров: 1358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика