УДК 332.1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИНВЕСТОРОВ КАК ОСНОВА
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
Д.В. Булгаков, к.э.н., зам. начальника УПОН
ОАО "Промприбор", Ливны,
d-bulgakov@yandex.ru
Аннотация
На
сегодняшний день одной из необходимых организационных предпосылок привлечения
инвестиционных средств, а следовательно, социально-экономического развития
малых городов является формирование эффективного механизма взаимодействия
элементов муниципальных систем с инвесторами. В статье представлены логика формирования (построения) и функционирования
механизма взаимодействия участников инвестиционного процесса
В течение последнего десятилетия становление
новой формы хозяйствования рыночной экономики сопровождалось глубоких реформ и
преобразований. Реальные результаты функционирования российской экономики в
новом институциональном обрамлении таковы, что социально-экономическая
ситуация в городах России значительно ухудшилась.
Наиболее тяжелым переход к рынку стал
именно для малых городов, которые в связи высокой степенью бюрократизации
административного аппарата, отсутствия управленческих кадров, недостатком
ресурсов развития и других негативных факторов оказались неготовыми к таким
глубоким разрозненным экономическим реформам и преобразованим.
Финансовый кризис 2009-2010 гг. особенно
подчеркнул, что экономика малых городов России чаще всего носит или дотационную
или моноотраслевую структутру. Развитие наблюдается лишь в регионах,
жизнедеятельность которых построена на потреблении и переработке природных
ресурсов (нефть, газ, НПЗ, металлургические и лесоперерабатывающие комбинаты).
Оставшиеся малые города вынуждены влачить жалкое существование.
Поэтому в условиях ограниченности ресурсов
малых городов главным движущим инструментом становится инновационно-инвестиционной
стратегия, обеспечиваемая инновационными
механизмами управления.
Обеспечить инновационное
развитие муниципальной экономической системы можно только при масштабном
притоке инвестиций, как отечественных, так и иностранных. Однако, объемы
привлекаемых в российские регионы инвестиционных ресурсов явно недостаточны
инновационного прорыва экономики малых городов. В этих условиях вопрос об
инвестиционном обеспечении в ныне выходит на первый план.
Главной проблемой, сдерживающей инвестиционно-инновационного
развитие муниципальных образований является отсутствие комплексного
стратегического управления развития территорий, отсутствие опыта
инвестиционного управления в развивающихся рыночных условиях, использование
бюрократических механизмов стимулирования инновационной активности
хозяйствующих субъектов, игнорирование процессов планирования и прогнозирования инвестиционной и инновационной
активности региона.
В связи, с чем основой государственного управления
инвестиционно-инновационнным развитием малого
города путем формирования эффективного механизма взаимодействия элементов муниципальных
систем с инвесторами является на сегодняшний день одной из необходимых организационных
предпосылок привлечения инвестиционных средств, а следовательно,
социально-экономического развития малых городов.
Формирование такого механизма
взаимодействия участников инвестиционного процесса должно быть основано на
принципах системности, комплексности, адаптивности, эффективности и
централизации в определении приоритетных направлений развития города.
В целом механизм взаимодействия муниципальной
экономической системы и инвесторов можно определить как совокупность
инвестиционных ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия
на инвестиционные процессы, применяемые органами государственной власти для
достижения целей инвестиционного развития территории.
В основе
управления муниципальной системы хозяйствования должен быть принят
программно-целевой подход, предусматривающий ориентацию инвестиционного
процесса на решение комплексных проблем, реализацию системных целей города.
Логика
формирования (построения) механизма взаимодействия участников инвестиционного
процесса представлена на рисунке 1.
Программно-целевой подход,
используемый в формировании механизма
взаимодействия муниципальных экономических систем и инвесторов, предусматривает декомпозицию целей, структуризацию систем
показателей, определение путей, средств, мероприятий для достижения целей на
долгосрочную перспективу.
В инвестиционных процессах
развития муниципальных систем участвуют многообразное множество хозяйствующих
субъектов и инвесторов.
На рисунке 2
отображено функционирование механизма взаимодействия участников муниципального
комплекса в области инвестиционного развития.
Чтобы упростить механизм взаимодействия инвестиционного
бизнеса с муниципальной властью и хозяйствующими субъектами необходимо формирование
единого координационного центра по инвестиционному развитию города, которое
напрямую занималось работой с инвесторами, потребителями
инвестиционных ресурсов и государственными институтами власти.
Прежде всего в функции данного
координационного центра по инвестиционно-инновационному развитию города в
процессе взаимодействия с инвесторами должно войти:
- разработка проекта и проведение
государственной инвестиционной политики муниципальной экономической системы;
Рисунок 1- Схема формирования механизма
взаимодействия муниципальных экономических систем и инвесторов
- обеспечение единства принципов и
подходов в работе с инвесторами;
- разработка нормативно-правовой базы в
области привлечения инвестиций;
- разработка административных процедур по
открытию и ведению хозяйственной деятельности с участием инвесторов;
- разработка мер по развитию
инвестиционной инфраструктуры на местном и на региональном уровне;
- сотрудничество с международными и
отечественными организациями, торгово-промышленными палатами, союзами и
ассоциациями в области инвестиционной деятельности
- мониторинг инвестиций;
- консалтинговые услуги потенциальных и
фактических инвесторов по вопросам инвестирования;
Рисунок 2 – Предлагаемая схема
взаимодействия субъектов малых городов и инвесторов
- проведение переговоров с потенциальными
инвесторами от лица государства;
- проведение рекламных кампаний по
созданию благоприятного имиджа города;
- разработка и реализация эффективного
механизма межотраслевых, межведомственных согласований, необходимых для
реализации инвестиционных проектов.
С
целью повышения эффективности работы координационного центра по организации
взаимодействия муниципалитета с инвесторами в настоящее время можно идентифицировать три основных направления, по которым
может осуществляться деятельность по улучшению взаимодействия с инвесторами:
- селекция компаний —
потенциальных инвесторов;
- отбор инвестиционных проектов,
предлагаемых к осуществлению с привлечением инвестиций;
- определение оптимальных
методов промоутинга инвестиций.
Первым важнейшим шагом в
организации эффективной системы взаимодействия города и инвесторов должен быть
тщательный выбор потенциального партнера - инвестора.
Во-первых,
следует уделить серьезное внимание характеру инвестиций и анализу деятельности
уже присутствующих в муниципальных системах инвесторов. Важно понять, какой тип инвестора присутствует на
данной территории и почему. За последние годы в РФ в основном приходили
инвесторы двух категорий: производители конечного продукта, а также
ресурсно-ориентированные инвесторы, заинтересованные в доступе к богатым
естественным ресурсам России, что указывает на низкое качество инвестиций.
Во-вторых,
выявив заинтересованные и
незаинтересованные сегменты в среде потенциальных
инвесторов, нужно применять строго дифференцированный подход к определению
кандидатов на установление контактов.
Ключевым моментом
взаимодействия с потенциальными иностранными инвесторами является предложение
им привлекательных инвестиционных проектов, осуществление которых на территории
города позволило бы им получить достаточно высокий уровень прибыли. С учетом
этого необходимо, чтобы будущее координационный центр осуществлял экспертизу инвестиционных предложений (как
поступающих от российских компаний, так и инициируемых самим агентством) на основании того формата финансовой
информации, который соответствует стандартам, принятым в среде инвесторов. Выдвижение
«сырых», не прошедших экспертизу инвестиционных предложений, не представляющих
интереса для инвесторов либо в силу своего низкого качества создающих
превратное впечатление об инвестиционных возможностях города, способно принести
прямо противоположный эффект.
Необходимо не забывать,
что обслуживание инвесторов должно
сопровождаться и административным сервисом, который в российском
контексте приобретает исключительно большое значение. Степень
административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях
настолько высока, что во многих случаях может сыграть решающую роль в отказе
потенциальных инвесторов от принятия уже подготовленного инвестиционного
решения и даже в отказе от реализации уже принятого решения. В настоящих
условиях все затраты на преодоление многочисленных административных барьеров
ведут к повышению совокупных трансакционных издержек инвестора. Соответственно,
риски непреодоления таких барьеров входят в число традиционных «российских»
инвестиционных рисков, что ведет к существенному удорожанию инвестиционных
ресурсов.
Решение данной проблемы также
должен взять на себя предлагаемый к созданию муниципальный координационный
центр инвестиционного развития.
Таким образом, формирование эффективного
взаимодействия элементов муниципальных экономических систем с инвесторами на
основе использования системного подхода, обеспечивающего выявление их взаимосвязей,
факторов развития участников инвестиционного процесса, является на сегодняшний
день одной из необходимых организационных предпосылок привлечения инвестиционных
средств в инновационную сферу малых городов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков, Д.В. Инвестиционное обеспечение экономического развития
регионов России [Текст] / Региональная экономика: теория и практика. – 2007. –
№8 (47). – С. 55-59.
2. Петров, А. Инновационно–прорывный путь развития: прогнозные параметры [Текст]/А. Петров, И. Поспелов // Экономист.–2007. – №
1.–С.15–28.
2. Казанцев, С.В. Структура инностраных инвестиций в России [Текст]/ С.В.
Казанцев// ЭКО. – 2006. - №4. –С. 53
4. Савин, В.А. Мировой рынок и его
воздействие на инвестиционные проблемы России [Текст] /В.А. Савин // Маркетинг
в России и за рубежом.-1999.- №1
5. Селезнев А. Условия активизации
инвестиционного процесса [Текст]/ А. Селезнев // Экономист.-2006.- №4 |