Воскресенье, 05.05.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Социально-экономические аспекты развития городов » 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов.

Формирование механизма взаимоотношений муниципальных экономических систем и инвесторов как основа инвестиционно-инновационного развития

УДК 332.1

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИНВЕСТОРОВ КАК ОСНОВА ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Д.В. Булгаков, к.э.н., зам. начальника УПОН

ОАО "Промприбор", Ливны,

d-bulgakov@yandex.ru

 

Аннотация

На сегодняшний день одной из необходимых организационных предпосылок привлечения инвестиционных средств, а следовательно, социально-экономического развития малых городов является формирование эффективного механизма взаимодействия элементов муниципальных систем с инвесторами. В статье представлены логика формирования (построения) и функционирования механизма взаимодействия участников инвестиционного процесса

В течение последнего десятилетия становление новой формы хозяйствования рыночной экономики сопровождалось глубоких реформ и преобразований. Реальные результаты функционирования российской экономики в новом институциональном обрамлении таковы, что социально-экономическая ситуация в городах России значительно ухудшилась.

Наиболее тяжелым переход к рынку стал именно для малых городов, которые в связи высокой степенью бюрократизации административного аппарата, отсутствия управленческих кадров, недостатком ресурсов развития и других негативных факторов оказались неготовыми к таким глубоким разрозненным экономическим реформам и преобразованим.

Финансовый кризис 2009-2010 гг. особенно подчеркнул, что экономика малых городов России чаще всего носит или дотационную или моноотраслевую структутру. Развитие наблюдается лишь в регионах, жизнедеятельность которых построена на потреблении и переработке природных ресурсов (нефть, газ, НПЗ, металлургические и лесоперерабатывающие комбинаты). Оставшиеся малые города вынуждены влачить жалкое существование.

Поэтому в условиях ограниченности ресурсов малых городов главным движущим инструментом становится инновационно-инвестиционной стратегия, обеспечиваемая  инновационными механизмами управления.

Обеспечить инновационное развитие муниципальной экономической системы можно только при масштабном притоке инвестиций, как отечественных, так и иностранных. Однако, объемы привлекаемых в российские регионы инвестиционных ресурсов явно недостаточны инновационного прорыва экономики малых городов. В этих условиях вопрос об инвестиционном обеспечении в ныне выходит на первый план.

Главной проблемой, сдерживающей инвестиционно-инновационного развитие муниципальных образований является отсутствие комплексного стратегического управления развития территорий, отсутствие опыта инвестиционного управления в развивающихся рыночных условиях, использование бюрократических механизмов стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, игнорирование процессов планирования  и прогнозирования инвестиционной и инновационной активности региона.

В связи, с чем основой государственного управления инвестиционно-инновационнным развитием  малого города путем формирования эффективного механизма взаимодействия элементов муниципальных систем с инвесторами является на сегодняшний день одной из необходимых организационных предпосылок привлечения инвестиционных средств, а следовательно, социально-экономического развития малых городов.

Формирование такого механизма взаимодействия участников инвестиционного процесса должно быть основано на принципах системности, комплексности, адаптивности, эффективности и централизации в определении приоритетных направлений развития города.

В целом механизм взаимодействия муниципальной экономической системы и инвесторов можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы, применяемые органами государственной власти для достижения целей инвестиционного развития территории.

В основе управления муниципальной системы хозяйствования должен быть принят программно-целевой подход, предусматривающий ориентацию инвестиционного процесса на решение комплексных проблем, реализацию системных целей города.

Логика формирования (построения) механизма взаимодействия участников инвестиционного процесса представлена на рисунке 1.

Программно-целевой подход, используемый в формировании механизма взаимодействия муниципальных экономических систем и инвесторов, предусматривает декомпозицию целей, структуризацию систем показателей, определение путей, средств, мероприятий для достижения целей на долгосрочную перспективу.

В инвестиционных процессах развития муниципальных систем участвуют многообразное множество хозяйствующих субъектов и инвесторов.

На рисунке 2 отображено функционирование механизма взаимодействия участников муниципального комплекса в области инвестиционного развития.

Чтобы упростить механизм взаимодействия инвестиционного бизнеса с муниципальной властью и хозяйствующими субъектами необходимо формирование единого координационного центра по инвестиционному развитию города, которое напрямую занималось работой с инвесторами, потребителями инвестиционных ресурсов и государственными институтами власти.

Прежде всего в функции данного координационного центра по инвестиционно-инновационному развитию города в процессе взаимодействия с инвесторами должно войти:

- разработка проекта и проведение государственной инвестиционной политики муниципальной экономической системы;



Рисунок 1- Схема формирования механизма взаимодействия муниципальных экономических систем и инвесторов

- обеспечение единства принципов и подходов в работе с инвесторами;

- разработка нормативно-правовой базы в области привлечения инвестиций;

- разработка административных процедур по открытию и ведению хозяйственной деятельности с участием инвесторов;

- разработка мер по развитию инвестиционной инфраструктуры на местном и на региональном уровне;

- сотрудничество с международными и отечественными организациями, торгово-промышленными палатами, союзами и ассоциациями в области инвестиционной деятельности

- мониторинг инвестиций;

- консалтинговые услуги потенциальных и фактических инвесторов по вопросам инвестирования;


Рисунок 2 – Предлагаемая схема взаимодействия субъектов малых городов и инвесторов

- проведение переговоров с потенциальными инвесторами от лица государства;

- проведение рекламных кампаний по созданию благоприятного имиджа города;

- разработка и реализация эффективного механизма межотраслевых, межведомственных согласований, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

С целью повышения эффективности работы координационного центра по организации взаимодействия муниципалитета с инвесторами в настоящее время можно идентифицировать три основных направления, по которым может осуществляться деятельность по улучшению взаимодействия с инвесторами:

- селекция компаний — потенциальных инвесторов;

- отбор инвестиционных проектов, предлагаемых к осуществлению с привлечением инвестиций;

- определение оптимальных методов промоутинга инвестиций.

Первым важнейшим шагом в организации эффективной системы взаимодействия города и инвесторов должен быть тщательный выбор потенциального партнера - инвестора.

Во-первых, следует уделить серьезное внимание характеру инвестиций и анализу деятельности уже присутствующих в муниципальных системах инвесторов. Важно понять, какой тип инвестора присутствует на данной территории и почему. За последние годы в РФ в основном приходили инвесторы двух категорий: производители конечного продукта, а также ресурсно-ориентированные инвесторы, заинтересованные в доступе к богатым естественным ресурсам России, что указывает на низкое качество инвестиций.

Во-вторых, выявив заинтересованные и незаинтересованные сегменты в среде потенциальных инвесторов, нужно применять строго дифференцированный подход к определению кандидатов на установление контактов.

Ключевым моментом взаимодействия с потенциальными иностранными инвесторами является предложение им привлекательных инвестиционных проектов, осуществление которых на территории города позволило бы им получить достаточно высокий уровень прибыли. С учетом этого необходимо, чтобы будущее координационный центр осуществлял экспертизу инвестиционных предложений (как поступающих от российских компаний, так и инициируемых самим агентством) на основании того формата финансовой информации, который соответствует стандартам, принятым в среде инвесторов. Выдвижение «сырых», не прошедших экспертизу инвестиционных предложений, не представляющих интереса для инвесторов либо в силу своего низкого качества создающих превратное впечатление об инвестиционных возможностях города, способно принести прямо противоположный эффект.

Необходимо не забывать, что обслуживание инвесторов должно сопровождаться и административным сервисом, который в российском контексте приобретает исключительно большое значение. Степень административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях настолько высока, что во многих случаях может сыграть решающую роль в отказе потенциальных инвесторов от принятия уже подготовленного инвестиционного решения и даже в отказе от реализации уже принятого решения. В настоящих условиях все затраты на преодоление многочисленных административных барьеров ведут к повышению совокупных трансакционных издержек инвестора. Соответственно, риски непреодоления таких барьеров входят в число традиционных «российских» инвестиционных рисков, что ведет к существенному удорожанию инвестиционных ресурсов.

Решение данной проблемы также должен взять на себя предлагаемый к созданию муниципальный координационный центр инвестиционного развития.

Таким образом, формирование эффективного взаимодействия элементов муниципальных экономических систем с инвесторами на основе использования системного подхода, обеспечивающего выявление их взаимосвязей, факторов развития участников инвестиционного процесса, является на сегодняшний день одной из необходимых организационных предпосылок привлечения инвестиционных средств в инновационную сферу малых городов России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков, Д.В. Инвестиционное обеспечение экономического развития регионов России [Текст] / Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – №8 (47). – С. 55-59.

2. Петров, А. Инновационно–прорывный путь развития: прогнозные параметры [Текст]/А. Петров, И. Поспелов // Экономист.–2007. – № 1.–С.15–28.

2. Казанцев, С.В. Структура инностраных инвестиций в России [Текст]/ С.В. Казанцев// ЭКО. – 2006. - №4. –С. 53

4. Савин, В.А. Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России [Текст] /В.А. Савин // Маркетинг в России и за рубежом.-1999.- №1

5. Селезнев А. Условия активизации инвестиционного процесса [Текст]/ А. Селезнев // Экономист.-2006.- №4

Категория: 1. Инвестиционное и инновационное развитие малых городов. | Добавил: Zvyagina (01.03.2011)
Просмотров: 2375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика