Четверг, 02.05.2024, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе

Взаимосвязь и воспитание в системе «школа – техникум – вуз»

УДК 378

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ТЕХНИКУМ – ВУЗ»

И.М. Никульникова, преподаватель профцикла,

БОУ ОО СПО «Ливенский строительный техникум», г. Ливны,

е-mail: inna.nikulnikova.77@mail.ru

 

Социально-экономические перемены, переживаемые Россией, находят свое отражение и в системе образования. Переход к цивилизованной рыночной экономике ставит перед обществом проблему качественной подготовки и переподготовки специалистов различных сфер деятельности человека. Это обусловлено возросшими требованиями социума, работодателя к профессиональным кадрам, ибо в быстро изменяющейся социально-экономической ситуации, характерной для информационного общества, происходит стремительное качественное изменение технологических процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. В результате специальные знания и опыт быстро устаревают, теряют былую значимость и актуальность.

В условиях жесткой профессиональной конкуренции личность должна непрерывно совершенствоваться в течение всей активной трудовой и социальной деятельности. Процесс подготовки и переподготовки профессиональных кадров в условиях демократизации гражданского общества резко усиливает роль и значимость образования, так как названную проблему можно реализовать только посредством образования.

Подготовка специалиста нового типа, обладающего высоким профессиональным мастерством, передовой технологией, культурой, гибким мышлением невозможна без целостного образовательного пространства. В связи с объективными потребностями социально-экономического и научно-технического развития страны стала очевидной необходимость создания таких педагогических систем, которые обеспечили бы единство, взаимосвязь общего, среднего и высшего этапов формирования личности будущего специалиста. В особенной мере это актуально для подготовки специалистов системы машиностроительного комплекса России.

Понятие непрерывного образования предполагает создание единой целостной системы, обеспечивающей возможности для удовлетворения образовательных запросов каждой личности.

Вместе с тем, остаются неразработанными вопросы, в частности, обеспечения преемственности образовательных структур, содержания, форм и способов осуществления непрерывного образования на разных этапах единого образовательного пространства «школа-техникум, колледж-вуз». Отсюда возникает проблема поиска и деятельностного обеспечения механизмов развития такой системы непрерывного образования, основной целью которой является, выяснение особенностей самого процесса учения человека в различные периоды жизни, его мотивация, развитие интересов и потребностей. Это позволит правильно наметить пути формирования и укрепления профессионального интереса при обучении в школе, техникуме и вузе, от чего во многом зависит последующая профессиональная деятельность, социализация личности.

В настоящее время взаимосвязь преподавателей Ливенского филиала Госуниверситета – УНПК и БОУ ОО СПО «Ливенский строительный техникум» основывается на совместной педагогической деятельности в ходе проведения научно – исследовательских работ, выполняемых студентами.

Так, начиная с 2007 года студенты БОУ ОО СПО «Ливенский строительный техникум» под руководством своих преподавателей: Никульниковой С.А. и Никульниковой И.М., а так же преподавателей кафедры технологии машиностроения Ливенского филиала Госуниверситета – УНПК, ежегодно выполняют научно – исследовательские работы, проводимые как в учебных мастерских БОУ ОО СПО «Ливенский строительный техникум» так и в мастерских Ливенского филиала Госуниверситета – УНПК.

      

Рисунок 1 – В процессе выполнения исследовательской работы и выступление на конференции

Основные направления, над которыми работают студенты, связаны с их профессиональной деятельностью, которая в дальнейшем пригодится им для поступления в вуз или же при поступлении на работу.

Тема, с которой начали работать студенты: «Применение виброголовки для капитального ремонта направляющих металлообрабатывающих станков».

В 2008 году продолжили исследования на тему: «Разрушение твердосплавного инструмента с износостойкими покрытиями при прерывистом резании»; «Влияние типа заточки быстрорежущих сверл на силу резания и стойкость инструмента» «Качество поверхности при обкатывании тороидальным накатником».

В 2010 году Репин С. и Карпов А. представляли свою исследовательскую работу под названием: «Выбор оптимальных режимов термической обработки стали 45».

Чабарин А. и Чабарин Д. представили работу: «Повышение точности и производительности процесса глубокого сверления».

               

Рисунок 2 – В лабораториях Ливенского филиала Госуниверситета–УНПК

При выборе оптимальных режимов термической обработки стали 45 ставили цель исследования – изучить закалку стали, научиться выбирать температуру нагрева в зависимости от структурной группы стали, приобрести навыки практической работы с термическим оборудованием и приборами.

Изготовленные образцы нагревали в печи и определяли твёрдость при различных температурах нагрева, результаты заносили в таблицу. После чего строили график, на котором видна зависимость твердости от структуры.

2011 год стал изучением таких тем как: «Способ определения марки стали по искре» и «Комбинированные метчики». Работы выполняли: Репин С., Ерохин С., Злобин А. и Бородин Д.

В ходе работы – «Способ определения марки стали по искре» изучили характер искр, их форму и цвет, научились выбирать марку стали в зависимости от структурной группы, приобрели навыки практической работы с оборудованием и приборами. По итогам эксперимента составили фото таблицу, характеризующую пучок искр в зависимости от содержания углерода.

           

Рисунок 3 – В учебно–производственных мастерских Ливенского филиала Госуниверситета–УНПК

В ходе работы – «Комбинированные метчики» провели сравнительный эксперимент и анализ параметров обработки при работе бесстружечным метчиком М24 и специальным комбинированным метчиками.

В 2013 году Моногаров М. и Хлебнов Д. со своим научным руководителем: Никульниковой С. А. и Мироновой А. Л. зав.кафедрой ТМЛФ «Госуниверситета - УНПК» представили работу на тему: «Влияние точности базовых поверхностей узла крепления режущей пластины на качество сборных резцов».

Целью работы является исследование влияния отклонения формы опорных поверхностей гнезда державки сборного резца, а также опорной и режущей пластин на качество резцов.

      

Рисунок 4 – В процессе выполнения работы в лабораториях и учебных мастерских строительного техникума

 

Никульников М. и Брусов Н. со своим научным руководителем: Никульниковой И. М. и Киселевой С. В. ст.преподаватель Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК представили работу на тему: «Эффективность различных методов правки длинных деталей».

Целью данной работы было изучить способы правки стальных деталей, чтобы выбрать наиболее рациональный.

В 2014 были проведены работы на тему: «Повышение точности и производительности процесса глубокого сверления», которую выполнили студенты: Никульников М.и Золотов Р. под руководством Никульниковой И. М. и Киселевой С. В. ст. преподаватель Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК.

          

Рисунок 5 – В ходе выполнения научно–исследовательской работы

 

Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской работы, учащиеся успешно применяют свои знания и умения при работе на производстве.

Выполнение научно – исследовательской работы позволяет сформировать устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, избранной сфере деятельности. Стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала.

Значимость осуществления программы непрерывного образования в рамках социально - экономической обстановки в стране достаточно высокая. Программа не только дает профессиональную ориентацию будущим работникам, начиная со школьного образования, но и осуществляет тщательную подготовку по выбранной специальности, которая связана с преемственностью в процессе преподавания, но и помогает активизировать научно - исследовательскую деятельность преподавателей и студентов обеспечивая гарантии будущего трудоустройства учащихся.

 

Категория: 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика