УДК 37.022
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
С.Р. Бондарева, доцент, канд.экон.наук,
ФГБОУ ВПО Госуниверситет-УНПК, г. Орёл
Понятие «адаптация» (от лат. adaptatio — приспособлять) - означает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Общее положение об адаптации конкретизируется применительно к адаптации личности к социальному окружению и подразумевает, прежде всего, психологическую и социальную адаптацию.
Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет принятия норм и ценностей данного общества .
Социальная адаптация – это:
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса;
3) интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции.
Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Основные типы адаптационного процесса (тип характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы) формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которой является аутизм. В западной психологии проблема социальной адаптации разрабатывалась в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и интеракционизма.
Необихевиористская традиция рассматривает адаптацию как состояние индивида, в котором его потребности, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Такое состояние предстает как гармония между индивидом и природой или социальной средой. Р. Хенки. как и Л. Филипс.считает, что адаптация как процесс принимает форму; в этом смысле адаптация означает, что человек изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения в основном являются биологическими. Автор не упоминает об изменении психики человека, о психических процессах адаптации в этот период.
Согласно интеракционистской концепции, которую развивает Л. Филипс, все виды адаптации обусловлены и внутренними, и средовыми факторами.
Основными чертами эффективной адаптации, согласно интеракционистской концепции, являются адаптивность в сфере внеличностной социально-экономической активности, где индивид обретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства, а также адаптивность в сфере личностных отношений при установлении интимных, эмоционально насыщенных связей с близкими людьми, где от личности требуется чувствительность, знание мотивов человеческого поведения.
Адаптивность как свойство личности выражается двумя типами ее ответов на воздействие среды: а) принятием и эффективным ответом на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом; тем самым адаптивность выступает как выражение комфортности к тем требования (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она выражается в гибкости и эффективности личности при встрече с новыми и потенциально опасными условиям; в этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.
На протяжении всего периода обучения студенты вовлекаются в постоянно усложняющуюся и развивающуюся систему самостроительства и самосовершенствования. На этапе адаптации первокурсников к новым условиям жизни, к новому социальному окружению и статусу, условиям повседневного быта и учебного труда предусматривается целенаправленное и системное обучение навыкам самопознания и самообразования.
Процесс адаптации первокурсников определяется необходимостью:
- приспособиться к новому типу учебного коллектива;
- выработать собственное позитивное отношение к профессии;
- освоить новые учебные нормы, способы и приёмы самостоятельной работы и формы её оценки, другие требования обусловленные профессией
- обучаться новым видам научной и практической деятельности, необходимой для освоения будущей профессии.
Данный процесс у студентов к новому учебному заведению, к коллегам по группе, у студентов протекает по-разному. В основном этот процесс завершается к концу первого курса. Особая роль в период социальной адаптации отводиться куратору группы, который должен на первых этапах становления группы помочь каждой личности раскрыться, найти друзей, установить «мостики» общения и дружбы. Поэтому в плане воспитательной работы куратора, должны быть мероприятия, обеспечивающие эффективную адаптацию студентов к новым условиям.
Одним из мероприятий, позволяющим решить вышеперечисленные задачи является мероприятие «Будем знакомы».
Подготавливая это мероприятие, куратор группы ставит две основные группы целей:
Первая группа целей - это цели, ориентированные на студентов. К этим целям относятся:
- познакомиться со сверстниками группы;
- сформировать первое представление о группе и о себе;
- преодолеть стрессовую ситуацию, связанную с вхождением в новый коллектив.
Вторая группа целей – это цели, которые ставит перед собой куратор. К этим целям относятся:
- познакомиться со студентами;
- сформировать общее представление о группе и её сверстниках.
Для достижения поставленных целей куратор решает следующие педагогические задачи:
- создать в группе первокурсников благоприятную эмоциональную атмосферу;
- научить студентов культуре общения, приобщить их к коллективному взаимодействию и анализу;
- выявить наиболее важные черты характера студентов, что немаловажно и для студентов, и для куратора;
- попытаться определить лидеров в группе для дальнейшего формирования её коллектива.
Одним из этапов данного мероприятия является тестирование в форме игры. Тестирование студентов группы состоит из двух этапов:
1этап: Определение настроения в группе. Куратор раздаёт студентам лист определённого цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный). Каждый студент должен выбрать лист с определённым цветом и написать на нем свою фамилию. Данный тест позволяет с одной стороны, выявить настроение студентов в соответствии с выбранным цветом (красный – энергичный, жёлтый – радостный, синий – спокойный, зелёный – скучающий, коричневый- замкнутый, чёрный – мрачный), с другой стороны, позволяет оценить настроение группы в целом и позволяет выявить группу студентов, которые требуют большого внимания и помощи со стороны куратора.
2 этап: Оценка взглядов студентов с позиций геометрической фигуры. Такая оценка позволяет выявить отличительные особенности характера первокурсника, его интересы, способности к определённым видам деятельности, цели, которые ставит перед собой студент, поступая в учебное заведение, позволяет вывить проблемы психологической совместимости. Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения в студенческой среде.
Полученные в результате такого ознакомительного мероприятия данные позволяют куратору разработать комплексную программу действий по эффективной адаптации первокурсников к новому учебному заведению и к новой группе.
Таким образом, уделяя пристальное внимание вопросам адаптации первокурсников, куратор группы: формирует группу как коллектив, создает положительный психологический климат в студенческий среде, влияет на личностный рост студента (социальный статус, самооценку) и формирует навыки бесконфликтного общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.2009.
2. Большой психологический словарь / под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.. 2006.
3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С.Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / под ред. И.Б. Гриншпуна. 3-е изд., стер, М.; Воронеж, 2004.
4. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Пегровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
|