Пятница, 03.05.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе

Роль студенческих клубов в формировании гражданственности

УДК 37.017.4

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ КЛУБОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Е.А. Жукова , заведующий отделом по СВиВР,

Ливенский филиал Госуниверситета -УНПК, г. Ливны

 

В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника.

         Одним из важнейших факторов социализации личности студента является гражданско-правовое воспитание. Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет в качестве приоритетной задачи системы образования «...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…». В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. В соответствии с запросами государства стратегическая задача воспитания в филиале – опережать запросы общества, конструировать воспитательную систему так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направленных на общую пользу. Воспитание в каждом студенте гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система филиала.

Субъект системы воспитания - студент, поэтому приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются:

- познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;

- найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;

- реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

         Ожидаемые результаты гражданско-правового воспитания в филиале:

- повышение уровня правовой культуры студентов;

- воспитание понятия чести, человеческого достоинства, чувства самоуважения;

- формирование активной жизненной позиции.

Какие формы, методы и способы достижения поставленных целей, получения требуемого результата приемлемы в современной образовательной организации и могут быть наиболее эффективными?

         На наш взгляд, при организации гражданско-правового воспитания и обучения необходимо соблюдать следующие методологические принципы:

- принцип системности, предполагающий отношение к воспитанию как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов;

- принцип последовательности – осуществление работы в соответствии с планом;

- принцип преемственности – содержание образовательных программ, аспектов воспитательной работы направлено на развитие и углубление знаний, умений, опыта гражданско-правовой культуры;

- принцип непрерывности – логичная взаимосвязь этапов воспитания и обучения, организация проектной деятельности, предполагающей поэтапность достижения конкретных результатов.

         Названным принципам в полной мере соответствует организация в филиале гражданско-правового воспитания через работу студенческих клубов. Каждый созданный в филиале клуб гражданско-правовой направленности занимает свою нишу и в определенной степени способствует формированию гражданственности. Каждый клуб имеет совет, состоящий из студентов-активистов. Но общее руководство клубами осуществляют преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин, сотрудники отдела по социальным вопросам, имеющие знания, достаточный организационно-методический опыт  воспитательной работы. Продолжительный период существования отдельных клубов позволяет проводить традиционные мероприятия, составляющие часть корпоративной культуры образовательной организации.

Студенческий клуб «Я и право» ставит своей целью сформировать четкое представление о конституционных правах и свободах человека и гражданина, достичь достаточный уровень правовой образованности, заключающей в себе правосознание, умения и навыки по использованию права, подчинение личного поведения требованиям юридических норм. Обязательно проводится заседание клуба в День Конституции Российской Федерации.

Клуб волонтеров «ДАНКО» предоставляет возможность студенческой молодежи проявить себя, реализовать свой потенциал, способствует развитию созидательной активности, вовлечению молодежи в социальную практику, пропагандирует добровольчество (волонтёрство) в студенческой среде. Каждый доброволец получает новый бесценный практический опыт работы в команде, навыков для реализации собственных идей и проектов. В процессе реализации социального проекта «От сердца к сердцу» студенты систематически посещают социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ливны, проводят акции в День пожилого человека, День памяти жертв политических репрессий и т.п. Хорошей традицией стала организация волонтерами весенней недели добра.

Проект «Откровенный разговор» реализуется через работу студенческого дискуссионного клуба с аналогичным названием. В ходе публичных дискуссий по актуальным проблемам современного российского общества («Ты чьё, старичьё?», «Экстремизм как фактор дестабилизации общества», «Поле битвы — интернет» и другие), а также на темы, тем или иным образом касающиеся студенчества («Студенческая семья: да или нет», «Торжествующая тройка»), молодые люди выражают свою гражданскую позицию, отстаивают собственную точку зрения и, в то же время, учатся уважать иную позицию, чужое мнение. В каждой дискуссии принимают участие не только студенты, но и представители муниципальных органов управления, госслужащие, священнослужители. Толерантность к мнению других — основа цивилизованной дискуссии, поэтому участвуя в подобных мероприятиях у молодежи формируется уважение права каждого быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли.

Созданный по инициативе избирательной комиссии Орловской области сравнительно недавно и начавший активную деятельность в 2014 году клуб молодых избирателей «Демократ» концентрирует свое внимание на избирательном праве, формировании ответственного отношения к реализации гражданских прав и свобод молодежи, воспитании гражданско-правовой культуры, повышения электоральной активности молодого поколения. Исходя из цели и задач клуба, был утвержден девиз - «Правовые знания + правовая культура + активная гражданская позиция = демократ», который вполне может быть девизом гражданско-правового воспитания в целом.

В своей работе клубы широко используют результаты исследований общественного мнения по актуальным проблемам молодёжи филиала, города, региона, проводимых студенческим бюро социологических исследований.

Таким образом можно сделать вывод, что клубная деятельность обеспечивает целостность гражданско-правового пространства в филиале как на горизонтальном, так и вертикальном уровнях. Она позволяет студентам «пополнить» багаж правовых знаний - теоретической основы правовой социализации, способствует формированию определенного уровня правовой культуры - умения действовать по правилам, в соответствии с правовыми нормами, общаться на гуманистической и демократической основах в рамках правового и нравственного пространства, опыта правомерного разрешения возникающих в жизни типичных конфликтных ситуаций, опыта участия в самоуправлении. Направления работы клубов специфичны, но объединены единством правовых и нравственных идей, проблем, проектов, преемственностью содержания воспитания и образования, нацеленностью на осознание студентами своих прав и обязанностей по отношению к государству, что и называется «гражданственность».

Категория: 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 850 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика