Пятница, 03.05.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе

Патриотическое воспитание студентов на занятиях математических дисциплин

УДК 37.06

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ  НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Н.Д. Гревцева, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета -УНПК, г.Ливны

 

Идея модернизации определяет в наше время  все стороны жизни России. Официальные установки нового ФГОС ВПО направляют модернизацию высшей школы  в русло личностно-ориентированного, компетентностного подхода. Компетентность–это способность, готовность личности действовать самостоятельно и эффективно в реальной ситуации. Такой  результат образования невозможно обеспечить только за счет  познавательной деятельности. Одновременно должно происходить личностное самоопределение студента, освоение им культурного и нравственного опыта, а это в области воспитания. Воспитывающий характер- это одна из особенностей отечественной системы образования. В России образование никогда не рассматривалось в отрыве от воспитания. Это ещё отмечал российский религиозный философ Ильин Иван Александрович (1883-1954): «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает, портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный- и начинает злоупотреблять».

Сегодня студенчество представляет собой интенсивно увеличивающуюся группу молодежи (количество студентов увеличилось с середины 90-х годов XX века практически в 3 раза, к концу десятилетия ХХI века 7,5 млн.человек),более продвинутую в интеллектуальном плане, более организованную по сравнению с другими категориями, более активно откликающуюся на различные социальные инициативы. Молодежь уже сегодня составляет тот слой людей, который значительно влияет на развитие страны. В будущем она будет формировать экономическую, политическую и духовную элиту российского общества. Поэтому важно создавать такие условия, чтобы молодое поколение было способно понимать характер и направленность ведущихся преобразований, а затем полностью взять на себя ответственность за решение стоящих перед страной масштабных задач развития. Новые социально-экономические и политические отношения будут плодотворно развиваться лишь тогда, когда станут элементом сознания и воли молодёжи. Вузовская молодежь должна быть готова к осуществлению своей исторической миссии. Для этого основой её мировоззрения и жизненной позиции должна стать  система ценностей, направленная на созидание обновленной России. Система ценностей, лежащая в основе практической деятельности и социальных преобразований. Обычно называется идеологией. Её основу составляют такие базовые ценности, как патриотизм, гражданственность и человечность.

Патриотизм -  система ценностей, определяющая отношение человека к своему народу и государству; включает в себя уважение к историческому прошлому своего народа и государства, гордость за народные подвиги и великие свершения, уверенность в способности народа преодолевать кризисные периоды и вера в великое будущее страны.

Система ценностей развивается, пополняется, изменяется на протяжении всей жизни. Но наиболее интенсивный периоде формирования приходится на молодые годы, как раз на время учёбы. Именно в этот период происходит взросление и становление молодого человека, его подготовка не только к профессиональной деятельности, но и к выполнению своего гражданского долга. Особенность современного  общества состоит в том, что формирование идеологии молодого поколения идет в особой информационной среде. Обширная, легкодоступная, а зачастую назойливо навязываемая информация может быть противоречива и ориентировать на несовместимые позиции, наряду с позитивными пропагандируются сомнительные и прямо антисоциальные идеи и соответствующие им модели поведения. Какие ценности сформируются под воздействием такой информации у молодых людей, ещё не способных к её сознательному отбору и фильтрации, предсказать трудно.

Однако значимые события 2013-2014 гг. (Всемирная студенческая универсиада в Казани, зимние олимпийские игры в Сочи, присоединение Крыма к РФ) дали старт смене идеологических установок. Число сторонников развития России с ориентацией на западную форму организации демократии снизилось с 33 % до 28%. Аналитики констатируют всплеск патриотических настроений в общественном сознании. Не случайно на сайте Федерального агентства  по делам молодёжи был размещён баннер с цитатой Президента РФ В.В. Путина: «Нельзя  создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый за себя». Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- это патриотизм!»

В современный период реформирования системы образования перед преподавателями естественно- математического цикла стоит главная задача – использовать воспитательные возможности предмета в соответствие с требованиями общества. Математическое образование нельзя сводить только к передаче обучающимся  определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед преподавателем  математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности студентов. В свое время Н. И. Пирогов утверждал, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Содержание математического образования способствует формированию патриотических качеств студентов. Знания о родном крае, его экономике, культуре, лучших его людях помогают студентам  на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.

Учебный процесс в высшей и средней школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Возможными способами решения поставленной проблемы в процессе обучения математическим дисциплинам являются:

- сообщение исторических данных, показывающих роль ученых; – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;

- тщательный подбор математических задач для занятий с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной перед занятием задачи военно-патриотического воспитания;

- внеаудиторная  работа.

В молодом возрасте очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников, а потом студентов.  Жизнь и творческая биография С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Обучение  должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Такой психологический настрой студентов к изучаемой теме можно создать, если провести двух – трех минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни.  Например, рассказать о роли ученых – математиков А.Н.Крылова, С.А.Христиановича, А.А.Дородницына, М.В.Келдыша, А.Н.Колмогорова, Н.Г. Четаева и других в создании и совершенствовании новой военной техники, укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Так, работы А. Н. Колмогорова во время Великой Отечественной войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы, им изучалось явление рассеяния артиллерийских снарядов. В дисциплинах «Математика», «Элементы высшей математики», «Математический анализ» при изучении тем: «Предел функции»,«Дифференцирование», «Приложения производной», «Интегрирование» нужно обратить внимание студентов на то, что не только наука служит обороне, но и оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление. Начало XXI века принесло не мало важных открытий в области современной математики на территории нашего государства. Так была решена одна из важнейших проблем двадцатого столетия – доказательство теоремы Пуанкаре. Французский математик Анри Пуанкаре сформулировал ее в 1900 году, а в 2006 году  именно российский математик Григорий Перельман предложил доказательство. Три группы учёных из разных стран опубликовали статьи, уточняющие и дополняющее доказательство Перельмана. Все они, в конечном счёте, согласились, что недостатки у этого доказательства если и есть, то несущественны.

Одним из эффективных средств воспитания студентов  является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают студентам  усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребности в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Также содержание задач имеет скрытое влияние на студентов. Полезно, когда тексты задач обращены не только к уму,  но и к эмоциям обучающихся. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала.

Основываясь на сведениях из истории науки, можно показать, что математика возникла из практических потребностей человека, что она развивалась и развивается в результате умственной и практической деятельности людей в течение тысячелетий. Так, изобретение самолета потребовало решения задачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н.Е. Жуковский решил эту задачу, создав основу математической теории полета. Недаром его назвали «отцом русской авиации».

Значение влияния интереса к предмету на усвоение программного материала общеизвестно, поэтому создание интереса к изучаемому разделу, теме, занятию является одной из непременных первостепенных задач преподавателя. Любое занятие, связанное с изучением новой темы, можно начинать с пяти минутного увлекательного рассказа, связанного с историей математики. Известный историк и методист-математик И.Я. Депман справедливо утверждал: «Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, своему народу».

На занятиях математики  на 1 курсе СПО можно использовать такие задачи:

В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель "ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость "ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости "ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя "Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3”.

2. В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий "Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?

3. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную "Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Составить столбчатую диаграмму по данным таблицы. Сделать вывод.

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1 250 000

1 800 000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолетов

667

1390

Приведенные задачи носят прикладной характер. Преподаватель имеет возможность давать студентам задачи, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию (в данном случае - содействуют военно-патриотическом воспитанию). Материалом для их составления могут стать факты из энциклопедии "Великая Отечественная Война” 1941-1945 издательства Москва: "Советская энциклопедия”, 1985 год, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов, учебника "История Отечества XX-XXI века” автор Заглядин Н. В., Москва: "Русское слово” 2004 год и подобные им. Но составление таких задач – дело самого преподавателя, поскольку учебники их не содержат.

При изучении дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» можно включать задачи, связанные с отечественным производством и сельским хозяйством:

  1. Отдел маркетинга ВАЗа изучает спрос потенциальных покупателей легковых автомобилей. По результатам социологического исследования,40 % потенциальных покупателей отдают предпочтение техническим характеристикам, а 35% кроме технических характеристик считают важным возможность сервисного обслуживания. Оцените в результатах этого социологического исследования долю потенциальных покупателей, которые отдают предпочтение возможности сервисного обслуживания.
  2. ВАЗ запускает в производство  новый двигатель. Конструкторы двигателя предполагают, что благодаря ему средняя длина пробега автомобиля составит 160 тыс.км, а среднее стандартное отклонение- 30 тыс.км(средняя  длина пробега автомобиля- случайная величина, подчиненная нормальному закону распределения).Найдите вероятность того, что длина пробега автомобиля с таким двигателем составит не менее 110 км.
  3. В Московской области при выращивании озимой ржи сорта Чулпан с применением почвозащитных технологий обработки почвы и средств химизации вероятность гибели более 90 % всех сорняков равна 0,8. На опытном поле, разбитом на делянки, случайным образом выбрано 5 делянок. Найдите вероятность того, что не менее, чем на двух из них погибнет более 92 % всех сорняков.

Студентам можно предложить  собрать данные  о предприятиях и сельских хозяйствах  родного города и района (например, ОАО «ГМС Ливгидромаш» производство погружных насосов, ОАО «Автоагрегат» производство фильтров, ОАО «Ливенская кондитерская фабрика», ОАО Агрофирма «Ливенское мясо», колхоз «50 лет Октября» и др.), решить аналогичные задачи с этими  данными или составить новые.

Краеведческая направленность содержания  таких задач помогает воспитать у студентов гордость за свою малую родину. Включение сведений об экономике, культуре своего края, села расширяют кругозор обучающихся, формируют их социальную адаптацию.

Третьим направлением военно-патриотического воспитания студентов является внеаудиторная работа, которая дает преподавателю  широкое поле деятельности. Например, это может физико-математические вечера, устные журналы, исследовательские проекты по темам: «Математика в годы Великой Отечественной войны», «Гениальный русский математик Пафнутий Львович Чебышев», «Первая русская женщина-математик Софья Ковалевская" и т. д.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы планируется проведение устного журнала «Математика в годы Великой Отечественной войны», в который можно вставить такие фрагментами, как:

«Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что «каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня» (Ю. Фучек. Избранное. М.,ГИХЛ, 1955.) Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело президент АН СССР С, И. Вавилов написал: «Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки»(«Вестник Академии наук СССР», 1947, №11). В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона "Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: "При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.

Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Война требует от авиации больших скоростей самолетов. Но, при освоении больших скоростей, авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода – флаттера. За решение этой задачи берется группа ученых во главе с Келдышем. Она разработали сложную математическую теорию флаттера».

 Раскрытие роли ученых-земляков Р.В. Хохлова- советского физика, одного из основоположников нелинейной оптики. и А.Г. Шипунова - советского конструктора, разработчика автоматического стрелкового вооружения авиационного, морского и наземного базирования. в развитии науки, ознакомление с их мировоззрением и общественной деятельностью, научно-исследовательская работа  студентов и их участие в ежегодной  региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Майские чтения им. Р. Хохлова» способствует формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, развитию социальной памяти – способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Задача военно-патриотического воспитания решается на протяжении всего периода обучения и главную роль играет не количество мероприятий воспитательного характера, а планомерность, целесообразность и эффективность.

Для успешного решения проблем военно-патриотического воспитания необходимо использовать возможности учебного процесса и, прежде всего занятий  математики и физики, принципов взаимосвязи воспитательной работы на занятиях и во внеаудиторное время.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе // Высшее образование в России.2013.№7.С.3-9.

2. Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России.2012.№7.С.29-34.

3.БеляевА.В.Воспитание студентов в вузе//Педагогика.2014.№5.С.54-62.

4.Сенина Т.Л. О современном содержании и способах воспитания студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы).2014.№8.С.59-62.

5. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения/ Е. Э. Платова, Ф. Ю. Сафин, В. В. Фортунатов;под ред. проф. А. А. Оводенко; ГУАП. – СПб., 2006. – 112 с.

Категория: 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1422 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика