Пятница, 03.05.2024, 13:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе

Общесоциальная адаптация студентов-первокурсников

УДК 37.06

ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

И.В. Гревцева, методист УМО,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

e-mail: Grev.irina@list.ru

 

 

Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

Старая китайская пословица гласит: «Даже самая долгая дорога начинается с первого шага». Тем более - дорога новая для ступившего на неё, к тому же - в новый для него мир интенсивного познания.

Одна из главных целей воспитания на сегодняшний день - воспитание социально-адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.

Адаптация - это приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке, это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её эффективности. [2]

Возраст 15-17 лет в возрастной психологии принято относить к ранней юности. Возраст ранней юности - это «возраст второго рождения», это чрезвычайно сложный и важный этап формирования личности, когда наши воспитанники зависят от реальностей окружающей социальной жизни.

Именно в этом возрасте бывшие школьники поступают в техникум или в институт. Кто они? Это люди, которые сделали шаг на пути самоопределения - они выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и  трудиться в будущем. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности. [1]

Следовательно, главной задачей в образовательной организации на начальном этапе обучения является помощь студентам-первокурсникам в скорейшей адаптации к новым условиям жизни и учебы, и в преодолении возникающих психоэмоциональных, интеллектуальных, физических перегрузок.

Роль преподавателя в идеологической и воспитательной деятельности, а также в адаптации студентов, несомненно, очень важна. Являясь организатором и координатором, наставником и помощником, преподаватель имеет дело с самым сложным и дорогим - с душой воспитанника. Он ответит новичкам на все вопросы, даст хороший совет и поможет ориентироваться в новых обстоятельствах.

Преподаватели много времени уделяют первокурсникам. Но студенты не всегда успешно овладевают знаниями, отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Молодые люди, желая самоутвердиться, добиваются, чтобы взрослые считались с его мнением. Этим определяется стремление к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность, острая реакция на попытки взрослых умалить достоинство молодых людей, понизить их взрослость, недооценить их права и достоинства. Формирование характера и поведение студентов отражается в таких чертах как активность, энергия, инициативность, учебная деятельность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм и др. При оказании помощи в процессе вхождения в систему вузовской жизнедеятельности субъектам учебно-воспитательного процесса следует основываться на объективных характеристиках каждого студента, учитывать его индивидуальные психофизиологические качества, отслеживать проблемы, возникающие в начале его обучения и минимизировать издержки адаптационного процесса.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, т.к. в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появляется масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. В результате возникает мнение о кажущейся лёгкости обучения, формируется уверенность о том, что не надо систематически готовиться к семинарам, а освоить все предметы перед сессией, возникает беспечное отношение к учёбе. [3]

Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, даёт возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. А это выявляется в ходе социологического и психологического мониторинга, который ежегодно проводится педагогом-психологом в нашем учебном заведении.

Например, в этом учебном году 36% респондентов считают, что процесс адаптации был нетрудным и недолгим, а 34% испытали некоторые затруднения, 30 % посчитали, что процесс адаптации, привыкания к студенческой жизни был очень трудным и долгим. Почти все студенты первого курса столкнулись с различными трудностями: более 40% респондентов испытали трудность во взаимоотношениях с преподавателями, 28% - с другой организацией обучения, 25% - с трудностями при конспектировании. Студенты-первокурсники назвали несколько проблем, с которыми они столкнулись в первую экзаменационную сессию: допуск к экзаменам (46%), много вопросов к экзаменам (45%), мало времени для подготовки (33%). На вопрос, что бы помогло адаптироваться успешно, сами студенты считают, что наличие электронных конспектов, лекций, методических пособий (43%), обучение навыкам конспектирования (34%), обучение навыкам работы с литературой (27%). На вопрос «С чьей стороны Вам нужна помощь?» - 55% респондентов ответили, что не нуждаются в помощи, 25% - помощь родителей, 13% - помощь куратора. На вопрос «Как вы оценили Вашу первую экзаменационную сессию?» - 51% респондентов ответили, что сессия прошла удовлетворительно, 21% - сессия была очень трудной, 17% - сессия прошла успешно, а 11% - затруднились ответить.

Результаты мониторинга анализируются на факультетских и кафедральных семинарах, круглых столах, психолого-медико-педагогических консилиумах и позволяют определить «болевые точки» в учебно-воспитательном процессе, и корректировать действия всех его субъектов на основе принципов личностно-ориетированного подхода, педагогического сотрудничества, диалога и гуманизма для оптимальной социализации будущих специалистов.

Таким образом, для более успешной адаптации студентов необходимо создать благоприятный психологический климат в группах, который бы им помог безболезненно и быстро привыкнуть к новым условиям и дать импульс для дальнейшей успешной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / по ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс,
    2002.-С. 427-507.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. -М: Академия, 2001. - С. 353-465.
  3. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ A.M. Столяренко. - Изд.2-е перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 289-413

 

 

Категория: 4. Теория и практика воспитательной работы в профобразовательной организации на современном этапе | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 599 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика