Пятница, 03.05.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС третьего поколения

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Е.В. Герасина, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин

Ливенский филиал Госуниверситет-УНПК, г. Ливны

 

Технологии проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС третьего поколения. Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творчество есть создание нового и значимого продукта.

Основа обучения – научное творчество – процесс, включающий четыре звена. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы. Затем запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание. Третье звено творчества – выражение решения. Учёный выражает новое знание научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) в форме статьи, книги, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Творческий акт заканчивается реализацией продукта – четвертым звеном. Таким образом, научное творчество как процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на занятии изучения нового материала «пропустить» обучающихся через все звенья научного творчества.

На этапе введения знаний обучающиеся должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему занятия или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу студенты могут только в диалоге с преподавателем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.

Побуждающий диалог подводит студентов к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы преподаватель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы студентами. На этапе поиска решения учитель побуждает студентов выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет студентам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Воистину, это извилистая тропа, чреватая ошибками.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление студентов. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний студенты должны создать продукт и представить его группе. От каждого студента требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу обучающие будут только по специальному заданию преподавателя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает обучающим создать простой продукт (например, составить схему превращения взаимодействия химических веществ).

На проблемно-диалогическом занятии преподаватель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает студентам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его группе. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке или занятии объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил». Для наглядности представим сказанное схематически.

Технология проблемного диалога

Традиционная методика

Методы введения знаний

Методы постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

 

Сообщение

темы

Методы поиска решения

Побуждающий к гипотезам диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

 

Задания на воспроизведение знаний

Продуктивные

задания

Репродуктивные задания

 

Любая технология отвечает на вопрос «Как... ?»: «Как строить?», «Как лечить?». Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причём не «вообще и в принципе», а конкретно на занятиях открытия знаний. Деятельность педагога всегда описывалась как «методы», «задания», «формы», «средства».

Методы обучения – не только центральная, но и самая многострадальная категория дидактики, потому что даже учёные понимают и классифицируют методы обучения по-разному. Методы обучения рассматриваются как способы введения знаний и делятся на две диаметрально противоположные группы: проблемно-диалогические и традиционные. Последние сводятся к сообщению преподавателем темы и знания и не нуждаются в каком-то особом описании. Иное дело – проблемно-диалогические методы. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий, и эти сочетания нужно внимательно рассмотреть.

Возьмём, к примеру, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Педагог должен сначала создать проблемную ситуацию, а затем специальными репликами помочь студентам осознать противоречие и сформулировать проблему. У педагога-практика закономерно возникают вопросы: «Как именно создать проблемную ситуацию?», «Какие конкретно слова надо сказать?». Технология проблемного диалога рассматривает шесть разных приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма собственный текст диалога. А ещё она учит правильно реагировать на ошибочные формулировки учащихся. А ещё расставляет предметные и возрастные акценты в использовании проблемных ситуаций. Эти тонкости и составляют детальное описание побуждающего от проблемной ситуации диалога. Аналогичным образом, т.е. очень подробно, рассматриваются и все остальные проблемно-диалогические методы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих студентов к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема занятия?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога преподавателю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).

Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением группе противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений студентов группы создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) преподаватель выявляет житейское представление студентов вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия студентами. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для студентов. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет студентам сформулировать тему занятия. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов обучающихся. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что преподаватель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих обучающихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на занятиях по самым разным предметам, в-третьих, на студенческих мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, обучающие учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель занятия открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС третьего поколения, что и требовалось доказать.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.

2. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1296 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика