УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Е.В. Герасина, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин
Ливенский филиал Госуниверситет-УНПК, г. Ливны
Технологии проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС третьего поколения. Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творчество есть создание нового и значимого продукта.
Основа обучения – научное творчество – процесс, включающий четыре звена. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы. Затем запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание. Третье звено творчества – выражение решения. Учёный выражает новое знание научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) в форме статьи, книги, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Творческий акт заканчивается реализацией продукта – четвертым звеном. Таким образом, научное творчество как процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на занятии изучения нового материала «пропустить» обучающихся через все звенья научного творчества.
На этапе введения знаний обучающиеся должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему занятия или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу студенты могут только в диалоге с преподавателем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.
Побуждающий диалог подводит студентов к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы преподаватель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы студентами. На этапе поиска решения учитель побуждает студентов выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет студентам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Воистину, это извилистая тропа, чреватая ошибками.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление студентов. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний студенты должны создать продукт и представить его группе. От каждого студента требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу обучающие будут только по специальному заданию преподавателя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает обучающим создать простой продукт (например, составить схему превращения взаимодействия химических веществ).
На проблемно-диалогическом занятии преподаватель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает студентам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его группе. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке или занятии объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.
Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил». Для наглядности представим сказанное схематически.
Технология проблемного диалога
|
Традиционная методика
|
Методы введения знаний
|
Методы постановки проблемы
|
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
|
Подводящий к теме диалог
|
Сообщение
темы
|
Методы поиска решения
|
Побуждающий к гипотезам диалог
|
Подводящий к знанию диалог
|
Сообщение знания
|
Задания на воспроизведение знаний
|
Продуктивные
задания
|
Репродуктивные задания
|
Любая технология отвечает на вопрос «Как... ?»: «Как строить?», «Как лечить?». Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причём не «вообще и в принципе», а конкретно на занятиях открытия знаний. Деятельность педагога всегда описывалась как «методы», «задания», «формы», «средства».
Методы обучения – не только центральная, но и самая многострадальная категория дидактики, потому что даже учёные понимают и классифицируют методы обучения по-разному. Методы обучения рассматриваются как способы введения знаний и делятся на две диаметрально противоположные группы: проблемно-диалогические и традиционные. Последние сводятся к сообщению преподавателем темы и знания и не нуждаются в каком-то особом описании. Иное дело – проблемно-диалогические методы. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий, и эти сочетания нужно внимательно рассмотреть.
Возьмём, к примеру, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Педагог должен сначала создать проблемную ситуацию, а затем специальными репликами помочь студентам осознать противоречие и сформулировать проблему. У педагога-практика закономерно возникают вопросы: «Как именно создать проблемную ситуацию?», «Какие конкретно слова надо сказать?». Технология проблемного диалога рассматривает шесть разных приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма собственный текст диалога. А ещё она учит правильно реагировать на ошибочные формулировки учащихся. А ещё расставляет предметные и возрастные акценты в использовании проблемных ситуаций. Эти тонкости и составляют детальное описание побуждающего от проблемной ситуации диалога. Аналогичным образом, т.е. очень подробно, рассматриваются и все остальные проблемно-диалогические методы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих студентов к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема занятия?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога преподавателю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).
Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением группе противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений студентов группы создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) преподаватель выявляет житейское представление студентов вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия студентами. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для студентов. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет студентам сформулировать тему занятия. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов обучающихся. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что преподаватель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих обучающихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на занятиях по самым разным предметам, в-третьих, на студенческих мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, обучающие учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель занятия открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС третьего поколения, что и требовалось доказать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.
2. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283. |