Пятница, 03.05.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Самостоятельная работа студентов СПО в рамках реализации ФГОС

УДК 377

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СПО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,

e-mail: lytasik@mail.ru

 

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции  Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

В большинстве современных исследований подчеркивается, что система СПО призвана научить студентов учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации системного подхода в образовании. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не только методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говориться, «Правильно заданный вопрос – половина ответа», что является особенно актуально для активизации студентов при выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса. Но, при организации самостоятельной работы преподаватель, сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию самостоятельной работы необходимо определить, как создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности, формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.

Студент должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. Именно к решению таких задач и привела самостоятельная работа студентов.

Что бы помочь студентам в организации самостоятельной работы, научить их систематизировать, теоретические знания и практические умения, разрабатывается образовательный ресурс по дисциплине «Физика», он включает в себя:

Рабочую программу, которая соответствует уровню и требованиям, предъявляемым к студенту, программа составлена логично, последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала.

Теоретический материал, соответствует тематическому плану рабочей программы, предлагается список контрольных вопросов для самостоятельной проверки знаний, рекомендуемая литература содержит источники для более глубокого изучения дисциплины.

Мультимедиа презентации, презентации в учебном процессе формируют наглядный материал, что повышает уровень его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

Методические указания по выполнению самостоятельной практической и лабораторной работы.

Тесты для самоконтроля, тестовые задания разнообразны, что позволяют оценивать уровень знаний студентов по дисциплине.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях, процессами принятия решений в области менеджмента, поскольку в рыночных экономических отношениях требуются подготовка квалифицированных специалистов для решения постановах задач.

Самостоятельная работа студентов организуется через следующие виды деятельности:

Составление таблиц. При работе с информационным текстом можно использовать метод составления таблиц.

- При составлении таблицы необходимо выделить главное в теме.

- Определить критерии / параметры для сравнения / анализа (они могут быть количественные или качественные).

- Четко и кратко заполнить таблицу.

- Сделать вывод.

Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Реферирование (от латинского referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания одного или нескольких источников, раскрывающее определенную тему. Подготовка к реферату требует глубокого знания аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать.

Студент при написании реферата решает три задачи: во-первых, изучает отобранный материал, во-вторых, анализирует его и, в-третьих, излагает свои мысли по этому поводу. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, а не простой конспект нескольких книг или конструирование нескольких фрагментов интернетовских текстов. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При этом стоит заметить, что многие крупные научные результаты возникли из попыток всего лишь привести в порядок известный материал.

Создание презентаций с использованием мультимедиа технологии (MS PowerPoint).

Мультимедиа презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Мультимедиа технологии позволяют:

- систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки, в том числе с использованием специальной литературы;

- развивать познавательные способности и активность студентов;

- формировать самостоятельность мышления,

- способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- стимулировать интерес к исследовательской работе;

- формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества, чувства коллегиальности и преемственности, прививать чувство ответственности.

Необходимо подчеркнуть, что использование мультимедиа презентаций при организации самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию  и вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества. Это позволяет им научиться выражать свои мысли.

Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

 

Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей, правильно ее организовать.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2009.

2. Митин И.В. Кредитная система оценки содержания и качества освоения образовательных программ. [Электронный ресурс] www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2010/07.pdf

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента//Высшее образование в России, 2006. №1.

4. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М., 2004. 72с.

5. Юшко Г.Н. Научно-дижактические основы организации самостоятельной работы стулентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Пед. Наук. Ростов-на-Дону, 2011.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 5293 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика