Пятница, 03.05.2024, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Проблемы повышения учебной мотивации студентов

УДК 377.1

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

В.И. Брусова, доцент, канд.техн.наук,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

e-mail: v.brusova@jandex.ru

 

Эффективность любого учебного занятия определяется не только тем, что преподаватель пытается дать студентам, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения.

Наиболее часто при проведении практических занятий преподаватели используют комбинированное занятие, так как на таком занятии происходит и проверка домашнего задания, и опрос, и процесс усвоения нового материала, и его закрепление, и объяснение домашнего задания.

Зная состав и содержание этапов комбинированного занятия, можно конструировать все остальные типы занятий, поэтому остановимся на дидактических требованиях к основным этапам, способствующих повышению уровня учебной мотивации.

I Организационный этап.

Это очень важный и ответственный этап, от качества осуществления которого во многом зависит весь ход, развитие и результат занятия. У некоторых преподавателей организационный этап длится мгновенье, но это результат определенной, кропотливой работы по приучению студентов к выполнению организационных требований этапа на многих предыдущих занятиях. Здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.

Условия достижения положительных результатов:

- сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность преподавателя;

- отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность;

-  использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего внимание к теме занятия;

- последовательность и постоянство в предъявлении требований.

II Этап проверки домашнего задания.

На данном этапе надо проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения задания отдельными студентами, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях. Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности студентов, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность. Необходимо помнить, что каждое невыполненное домашнее задание, с которым студенту удалось «проскочить», работает на безответственность.

Домашнее задание на большинстве уроков можно проверить в начале урока, если эти знания необходимы для усвоения нового материала. Не исключен и такой вариант, когда домашнее задание проверяется в конце урока. Это делается в тех случаях, если материал домашнего задания не связан непосредственно с новой темой. Методика проверки может быть самой разнообразной. В начале урока многие преподаватели практикуют кратковременные письменные работы для выявления качества усвоения основных элементов учебного материала. В последнее время для проверки заданий используют тестовые задания.

Опыт лучших педагогов учит - домашняя самостоятельная работа учащихся приобретает серьезное педагогическое значение лишь при условии ее обязательной, систематической проверки с последующей корректировкой и исправлением, когда это необходимо. У мастеров педагогического труда сложилась своего рода поговорка: «Задаешь на дом - проверяй, не проверяешь -не задавай!».

III Этап всесторонней проверки знаний.

Сущность этапа: коллективная познавательная деятельность всех студентов, в результате которой знания всей группы совершенствуются, а у части - аттестуются.  Это чрезвычайно сложный этап, требующий от преподавателя большого мастерства. Правильно и глубоко проверить знания учащихся нередко сложнее и труднее, чем даже объяснить новый материал.

Вопрос преподавателя и методика его задавания связана с педагогической аксиомой: умные ответы можно получить лишь на умные вопросы, правильные - на правильно поставленные. Хороший вопрос - это не такое уж простое дело: он должен быть содержательным, т.е. заключать в себе определенную серьезную мысль, последовательным и целесообразным.

А вот еще одно «узкое» место: один студент у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски.

В то же самое время проверка знаний при правильной ее организации оказывает большое положительное воздействие на знания и развитие студентов:

- хорошо успевающие студенты убеждаются в правильном усвоении материала, студентам,

- пропустившим предыдущее занятие, ответы сильных студентов в известной степени компенсируют объяснение преподавателя,

- создаются в процессе опроса нестандартные ситуации в использовании знаний.

При опросе преподаватель проводит рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы.

IV Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Одной из учебно-воспитательных задач этапа является  формирование целенаправленного характера учебной деятельности студентов, показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению. Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения. Последнее означает, что каждый студент должен осознавать цели всех выполняемых им в учебном процессе действий.

Во многих случаях цели и задачи  можно объяснить студентам одновременно с сообщением темы. Однако это не должно быть стандартом для каждого занятия. Более того - такой стандарт не допустим. Способы сообщения темы, цели и задачи могут быть самыми различными, но все они должны соответствовать логике учебного процесса и учебной ситуации, создаваемой преподавателем. Студенты должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности на занятии, знать, за что им необходимо отчитаться перед преподавателем.

V Этап усвоения новых знаний.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала студентами под руководством преподавателя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Строить учебный процесс на этом этапе только в расчете на усвоение определенного объема знаний тоже нельзя, ибо это подобно постоянному кормлению ребенка с ложки, которая не дается ему в руки, и он не приучается питаться самостоятельно. Жизнь требует большего: надо научить добывать знания собственными усилиями, не только самостоятельно питаться, но и самостоятельно «добывать пищу». Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство преподавателя, его знания, эрудиция. Если преподаватель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы студентов, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов студентов на следующих этапах занятия;  при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с методом беседы показателем эффективности усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

VI Этап закрепления новых знаний.

Глубокое понимание учебного материала, приучение студентов улавливать имеющиеся различия и соединять все имеющее взаимную связь, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости - важнейший путь борьбы с формализмом в знаниях студентов. Это же является и непременным условием повышения  учебной мотивации обучения. Нельзя загружать только память студента, необходимо давать пищу уму и воображению. Ни один факт, ни один довод не должен остаться в голове студентов праздным словом, все должно будить мысль, воображение, эмоции. Чем глубже будет осознан материал, тем прочнее он осядет в памяти.

Закрепление изученного материала - акт чрезвычайно важный. К.Д. Ушинский сравнил учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была, по меньшей мере, бесполезной.

VII Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На данном этапе сообщается студентам о домашнем задании, разъясняется методика его выполнения, мотивируется необходимость и обязательность выполнения, подводятся итоги занятия. Любое домашнее задание влияет также и на становление таких сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память и автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.

Мотивирование домашнего задания может осуществляться через пробуждение любознательности:

- интересная постановка проблемы, если речь идет о познавательных заданиях;

- если речь идет о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление студентов к усовершенствованию навыков;

- стремление студентов к признанию и оценке их труда;

- индивидуальные склонности и желания.

Для выполнения учебно-воспитательной задачи этапа необходимо отводить специальное время, вполне достаточное, чтобы задача была вы­полнена. Ни в коем случае нельзя отводить этому важному этапу две, три минуты в самом конце урока, а то и давать его после звонка. Задание должно проходить при полном внимании всей группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Конаржевский, Ю. А.  Анализ урока / Ю. А.  Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.

2 Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.

 

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1082 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика