Пятница, 03.05.2024, 16:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Проблемы организации СРС на уроках русского языка и литературы

УДК 377.1

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Т.В. Ильичева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК

 

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

«Если студент не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать». Эти слова Л.Н. Толстого говорят о важности самостоятельной работы, о ее воспитательной силе. Надо чтобы студенты не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на практике. «Вот почему инициатива и мыслительная активность студентов становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочность знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики».

Поэтому так важно привить студентам необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике, что поможет им в дальнейшей социализация. Главная цель моей работы - научить добывать знания самостоятельно.

На помощь приходит технология РКМ (развитие критического мышления), элементы которой я активно внедряю в свою работу, что помогает разнообразить занятия, развивать творческие и аналитические способности студентов.

Технология развития критического мышления - это открытая образовательная технология, которая развивает умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качество критически мыслящей личности. А это - первый шаг человека к социальному успеху. Одной из основных положений технологии РКМ -следование трем фазам: «Вызов» - «Осмысление новой информации» (Смысловая стадия) - «Рефлексия» (или Размышление).

На стадии вызова я применяю такие приемы, как «верные неверные утверждения», «Ключевые слова», работу с кластерами. На стадии осмысления - «Чтение с остановками», «составление кластера», работу с таблицами, схемами, алгоритмами. На стадии рефлексии возвращаемся к ключевым словам, обращаемся к заполнению кластеров и таблиц, отвечаем на постоянные вопросы, пишем творческие работы, синквейны и т.д.

На занятиях по литературе при «чтении с остановками» текст читается по частям, каждый из которых анализируется, делаются прогнозы о содержании. Работа сопровождается не только обсуждением прочитанного, но и дополнительной информацией, которую сообщает преподаватель. В процессе обсуждения может завязаться дискуссия, где студенты свободно высказывают свою точку зрения.

Эффективна на уроках литературы работа со всякого рода таблицами. Это могут быть:

  • сравнительные, сопоставительные таблицы. Например, «Базаров и П.П. Кирсанов. Сравните  героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Характеристика героев романа И.А. Гончарова Обломова и Штольца» и д.р.;
  • «слепые таблицы», в которых студенты, изучая биографию писателей, восстанавливают даты (например, «Биография А.П. Чехова», «Жизнь и творчество С.А. Есенина») или, наоборот, события из жизни писателя, например. Л.Н. Толстого, А.И. Солженицына (эта деятельность осуществляется во время лекции преподавателя или при самостоятельной работе с учебником);
  • сводные обзорные таблицы, которые студенты заполняют, работая над темой в течение нескольких уроков. Например, «Литература 2 половины XX века» или «Три мира в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита».

На уроках русского языка мы активно пользуемся алгоритмами на основные правила орфографии и пунктуации: они помогают студентам выполнять упражнения, готовиться к экзамену, потому что постоянно доступны как справочный материал и на групповых, и на индивидуальных консультациях.

Еще один помощник в работе - опорные схемы, которые могут составлять сами студенты или предлагает уже готовыми преподаватель («Композиция романа «Отцы и дети», «Жизнь Катерины Кабановой в драме А.Н. Островского «Гроза», «Пути искания смысла жизни героями романа Л. Толстого «Война и мир» и д.р.»).

Таблицы, схемы, алгоритмы используются на любом этапе урока (при изучении нового материала, при подготовке к усвоению новых знаний, при закреплении) или «работают» в течение всего занятия, помогают за короткое время освоить большое количество информации.

Как на уроках русского языка, так и на уроках литературы я часто применяю индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности:

  • задания, данные преподавателем или помещенные в учебнике, требующие самостоятельной работы;
  • самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
  • задания, которые предполагают некоторые элементы творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения  и сочинения с грамматическим заданием);
  • творческие работы.

Один из самых сложных и важных вопросов в работе - это сочинения, самостоятельная творческая работа, которая студентам не всегда дается легко. Порой им трудно раскрывать тему сочинения, грамотно и логично излагать свои мысли. Научить этому - длительный и кропотливый процесс, включающий в себя работу над проблемными вопросами, выполнение разного рода творческих заданий, анализ текста.

Комплексный анализ текста мы проводим на уроках русского языка. Выполняя эту работу, студенты вставляют пропущенные буквы, расставляют недостающие знаки препинания, выполняют грамматические и творческие задания. Именно эту форму работы я применяю на экзамене по русскому языку и зачете по литературе.

В среднем звене в зачетных работах использую тестирование, которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у студентов, а также указать на пробелы в знаниях. В конце изучения темы также провожу проверочную работу в форме теста.

На стадии «Размышления» мы обращаемся к одной из художественных форм письменной рефлексии - синквейну. Студенты с удовольствием выполняют данную форму работы, хотя опыт составления синквейна у них невелик и не всегда у всех получается это пятистишье.

Элементы технологии РКМ помогают развивать навыки работы с текстами любого типа и с большим объемом информации, овладевать умением интегрировать информацию, развивать творческие и аналитические способности.

У студентов формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Самостоятельная деятельность студентов продолжается и во внеурочное время. Она реализуется через их участие в рамках бюро «За чистоту языка». Так традиционной в учебном заведении является Неделя науки, в рамках которой проводится секция «Русский язык и современная молодежь», конкурсы стихов, сочинений, докладов и рефератов, презентаций. Наши студенты принимают участие в региональных конференциях, в селищевских чтениях, которые проводятся на базе Гимназии г. Ливны. Выполняя задания, студенты учатся самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, черпать сведения из разнообразной литературы.

На первый взгляд, во время самостоятельной работы студентов преподаватель не принимает участия в выполнении задания, однако он организует деятельность группы, создает необходимые условия и настрой, направляет познавательный процесс, а это важно, чтобы поддержать творческие начинания, их добровольность и самостоятельность.

Поэтому при организации самостоятельной работы я следую таким принципам управления:

  • дифференцированный подход с соблюдением посильности учебных заданий;
  • возрастание интеллектуальных нагрузок при выполнении самостоятельной работы;
  • постепенное отдаление преподавателя и занятия им позиции «пассивного наблюдателя» за процессом.

Таким образом, использование технологии РКМ как одного из методов самостоятельной работы побуждает к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 743 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика