Пятница, 17.05.2024, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Педагогическое мастерство – важная составляющая качества профессионального образования

УДК 377.112.4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  МАСТЕРСТВО – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Осипова, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

e-mail: ovv5757@bk.ru

 

Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является определенное снижение роли преподавателя как единственного источника и “держателя” научных знаний для студентов. Действительно, получая доступ в Интернет, они могут, в принципе, найти любую интересующую их информацию. Однако у них практически отсутствует опыт ее систематизации, методологического анализа и оценки достоверности. Поэтому сегодня существенно возрастает роль преподавателя как эксперта и консультанта, способного помочь студенту правильно ориентироваться в мире научной информации.

Профессиональная деятельность преподавателя среднего профессионального образования существенно отличается от деятельности школьного учителя. Основное отличие обусловлено уже самими целями системы профессионального образования, состоящими, прежде всего, в обеспечении высокой профессиональной подготовки студентов и их личностном развитии как будущих высококвалифицированных специалистов в самостоятельно избранной ими области. Именно, исходя из этого, сам преподаватель также должен быть отличным специалистом в соответствующей сфере науки или техники. Раньше, где-то до середины ХХ века вообще считалось, что хорошим преподавателем технического учебного заведения может быть только инженер-практик, имеющий опыт производственной деятельности, знающий особенности и проблемы своей отрасли промышленности. Позже этот путь формирования и становления преподавательского корпуса стал казаться слишком затянутым во времени. Сначала требование наличия производственного опыта для подготовки специалистов было снято для научно-технических дисциплин теоретического характера, а затем и вообще было забыто. Несомненно, эта ситуация способствовала определенному омоложению преподавательского состава, ускоряла профессионально-педагогическое становление выпускников вузов в качестве преподавателей. В то же время она заметно ослабила связь профессиональной школы с производством, снизила уровень практической подготовки преподавателей. Правда, многие из них, те, кто всерьез заботится о непрерывном повышении профессиональной компетенции, те стремятся к самосовершенствованию, активно занимаются исследовательской деятельностью, поддерживают деловые контакты с профильными предприятиями, постоянно работают с научно-технической информацией, читают новейшую литературу, журнальные статьи, посещают отраслевые выставки, участвуют в работе научных конференций. Они обычно регулярно публикуют статьи и монографии, учебники и учебные пособия.

Именно высокий профессионализм преподавателя в конкретной области знаний всегда формировали, прежде всего, его авторитет и уважение студентов и коллег. Этот профессионализм обеспечивал ему возможность преподавания своих дисциплин с учетом последних достижений науки и техники, в том числе и с использованием результатов своих собственных исследований, выносить на занятия дискуссионные вопросы. Действительно, успешное выполнение исследовательской работы позволяет преподавателю привлекать к участию в ней талантливых студентов, обсуждать с ними получаемые результаты, предлагать серьезные инновационные темы для курсовых и дипломных работ. Важнейшей задачей учебного процесса является ориентирование студента пониманием необходимости постоянного самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в течение всей активной трудовой жизни, привить ему навыки и умения непрерывного самообразование и стремление к его осуществлению.

Для успешного решения этой задачи преподавателю оказывается уже недостаточно только обладать глубокой эрудицией в конкретной области знаний, ему нужно владение эффективными приемами и технологиями донесения этих знаний до студентов, обеспечения их восприятия, понимания и усвоения. Поэтому сегодня неотъемлемым компонентом в структуре профессиональной компетенции преподавателя профессиональной школы становится педагогическое мастерство, которое во все более значительной мере определяет уровень профессионализма и возможность успешного осуществления преподавательской деятельности. Необходимыми условиями педагогического мастерства являются гуманистическая позиция педагога и профессионально значимые личностные черты и качества.

Нельзя обойти вниманием и значение такого важнейшего компонента профессионализма преподавателя, каким выступает его общая и профессиональная культура. Она состоит, прежде всего, в том, что педагогическая деятельность приобретает для него не просто средство зарабатывания на жизнь, а одну из основных жизненных ценностей. Кроме того, профессиональная культура предполагает уважительное отношение человека к своей деятельности, а, следовательно, и чувство повышенной ответственности за обеспечение ее качества и результатов. Поэтому особенно важной является подготовка высокопрофессиональных педагогических и научно-педагогических работников, отвечающих интеграционному критерию “педагогическое мастерство = искусство коммуникации + новые технологии”. Во время занятий он получает огромное количество информации, на которую мгновенно реагирует. Поэтому преподавательская деятельность является искусством, которое требует интуитивного ощущения, творчества, импровизации. Эти качества способны проявиться только при условии определенного отступления от формальных правил и алгоритмов педагогического поведения.

Таким образом, педагогическое мастерство, вообще говоря, складывается из целого ряда составляющих. В общем виде оно представляет собой своеобразный сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя. К ним в первую очередь относятся следующие качества:

- способность понимать психологию студента, видеть его достоинства и недостатки;

- внимательность по отношению к собеседнику и умение слушать, доброжелательность и терпеливость;

- высокая общая культура и эрудиция;

- психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях;

- профессионализм и глубокие знания предмета;

- умение образно и доступно излагать свои мысли;

- умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения;

- строгость в сочетании со справедливостью;

- быстрота реакции мышления;

- умение пользоваться выразительными вербальными и невербальными средствами общения;

- соответствующий имидж преподавателя.

Структура педагогического мастерства представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура педагогического мастерства

 

Отсюда следует, что важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы, и именно ему принадлежит стратегическая роль в обеспечении личностного развития студента в ходе его профессиональной подготовки.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Самыгин, С.И. Педагогика и психология высшей школы./ С.И. Самыгин - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1998 – 544 с.

2. Рогинский, В.М. Педагогические условия совершенствования учебного процесса в вузе/ Рогинский В.М.// Межвузовский тематический сборник, - Барнаул: изд. Алтайск.ун-та, 1985. - 199 с.

3. Рогинский, В.М.. Азбука педагогического труда./ В.М. Рогинский - М.: Высшая школа, 1990. –112 с.

4. Станкин, М.И. Слагаемые педагогического мастерства./ М.И. Станкин.//СПО № 9, 1996. - С.28.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1082 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика