Пятница, 03.05.2024, 09:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Педагогическое мастерство: современные тенденции, качество и перспективы

УДК 371.13

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, КАЧЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.В Болотская, преподаватель кафедры технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,

e-mail: bolotsckaia.olga@yandex.ru

 

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

Образовательный процесс вступил в этап масштабных и радикальных преобразований. Центром образовательного процесса стал студент с его индивидуально-психологическими и возрастными особенностями и спецификой поведения, обучение которого в учебном заведении рассматривается не только как подготовка к профессиональной деятельности, но и как воспитание личности, способной и готовой решать профессиональные задачи, обусловленные научно-техническим прогрессом.

Современные тенденции развития образовательного процесса обусловили необходимость формирования нового типа взаимоотношений между студентом и преподавателем, основанного на взаимном уважении прав, сохранении и укреплении собственного достоинства, развитии личностных качеств, которые сегодня, как никогда ранее, востребованы обществом.

В нынешних условиях преподаватель учебного заведения – это основной человеческий капитал в системе подготовки профессиональных кадров. С переходом от системы передачи знаний к системе формирования компетенций преподаватель становиться организатором учебного процесса, который в рамках своей дисциплины глубоко осознает цели и задачи и понимает всю меру ответственности за качество подготовки специалистов.

Современный преподаватель учебного заведения должен создавать образовательную систему, основанную на формировании у студентов разноплановых компетенций, и помочь им стать компетентными специалистами. Внедрение новых образовательных продуктов, имеющих, как правило, авторский характер, становиться невозможным без повышения роли преподавателя как методиста (разработчика учебных программ и учебно-методических комплексов, новых педагогических методов, приемов и технологий обучения) и инноватора, деятельность которого базируется на развивающей модели обучения, ориентированной на конкретного студента.

Вступая во взаимоотношения со студенческой аудиторией, каждый преподаватель должен отчетливо представлять не только для чего и чему учить студентов, но и как учить, какие использовать педагогические механизмы и инструменты, чтобы повысить мотивационно-деятельностный потенциал обучающихся.

Анализ современных педагогических процессов в учебных заведениях и изучение секретов педагогической лаборатории ведущих преподавателей позволяет использовать различные отработанные педагогические приемы для выстраивания равноправных (партнерских) отношений со студентами.

Педагогический опыт преподавателя должен проявиться в терпимом отношении к работе студентов, которая может привести и к неудачам. Надо помнить, что для развивающей личности ценность отрицательного и положительного результата должны быть сопоставимы. Преподаватель должен показывать готовность к содействию и поддержке заинтересованности студентов в достижении индивидуальных результатов в обучении, в формировании и развитии навыков анализа собственной учебной деятельности, в осмыслении своих личностных качеств и поступков.

Результатом самоанализа должно быть изменение позиции студента по отношению к себе и учебному труду. Помощь в раскрытии и реализации способностей и наклонностей студента, в развитии его самостоятельности воспитывает характер будущего  специалиста, которому передаются жизненные ценности и установки, сформированные предыдущими поколениями.

Современность целей и позиций, общая заинтересованность и взаимная ответственность за результаты обучения, доступность и открытость, доброжелательность и тактичность, гибкость и стремление к выстраиванию новых типов взаимоотношений, справедливость и честность, взаимное доверие и уважение становятся базовыми принципами организации современной системы конструктивного взаимодействия студентов и преподавателей.

Формы образования и методы конструктивного взаимодействия студента и преподавателя будут определяться конкретными видами учебных заведений. Знание их особенностей формируют умения устанавливать контакт и выбирать соответствующие способы общения, которые становятся важнейшим инструментом в деятельности преподавателя, его индивидуальной профессионально-педагогической ценностью.

В процессе целенаправленно и последовательно организуемого процесса у студента должны необходимые мотивационные-деятельностные навыки и психологические установки к повышению учебной активности и мобилизации внутренних ресурсов. У студента следует развивать стремление испытать себя и продемонстрировать свои способности неизвестного, к овладению новыми умениями и навыками. Индивидуальная творческая работа преподавателя должна не только способствовать передаче опыта, технических идей, но и помочь каждому студенту понять себя и реализовать свои способности и наклонности.

Роль самостоятельной работы и её учебно-методического обеспечения усиливается при внедрении в образовательную практику метода смешанного обучения, представляющего комбинацию аудиторных занятий и электронного обучения. Интернет, онлайн, дистанционное и имитационно-деятельностные технологии представляют разные формы организации индивидуального, и создают информационно-образовательную среду, направленную на удовлетворение образовательных потребностей и интересов, и стимулирует их к совместной с преподавателями творческой деятельности.

При выборе электронной формы обучения преподавателю следует учитывать особенности современного (цифрового) поколения студентов, которое при поиске информации предпочитает работать не с традиционными учебниками, а с размещенными в интернете материалами.

Образовательная практика ставит перед преподавателем новые сложные и масштабные задачи и заставляет его критически относиться к себе, к своей профессионально-преподавательской деятельности и жизненному опыту. Преподаватель должен сам обладать необходимыми компетенциями, соответствующие содержанию выполняемых им ролей и функций, и трансформировать их в соответствии с конкретными требованиями образовательного процесса и его воспитательными задачами.

Для реализации новых подходов в образовании и воспитании преподавателю как педагогическому технологу необходимо иметь четкое представление об изменении сути образовательных процессов в учебном заведении и в полной мере владеть компонентами психолого-педагогической деятельности и управлять ими. При недостаточности знаний и низкой информированности о психологических и возрастных особенностях студентов, о педагогических инновациях преподавателю трудно адаптироваться к изменяющей педагогической среде, объективно воспринимать и оценивать различные модели поведения студентов, понимать их проблемы, направлять усилия на их разрешение.

Принимая образовательную реформу и работая на будущее, преподаватель должен отказаться от стереотипов в общении со студентами, не воспроизводить устаревшие формы взаимодействия с ними.

Курс на модернизацию человеческого капитала и развитие конструктивных взаимоотношений со студентами нацеливает преподавателей на системную деятельность по накоплению положительных изменений и позитивного опыта в системе обучения и воспитания современного поколения инженерно-технических специалистов.

Реализация новых педагогических подходов во взаимоотношениях со студентами предполагает развитие профессионально-педагогической индивидуальности преподавателя и обуславливает необходимость возрастания роли его социально-личностных качеств, которые позволяют ему в своей деятельности придерживаться норм, взглядов и ценностей, выработанных и принятых в современном образовательном сообществе.

Современный преподаватель должен быть честным, справедливым, коммуникабельным и авторитетным человеком, знающим психологию конкретного студента, его достоинства и недостатки, с уважением относиться к нему независимо от его успехов в учебе.

Если преподаватель авторитетен и личностно значим для студентов, то результаты его влияния на студента могут быть существенными. Только личность может обучить и воспитать личность.

Без совершенствования психолого-педагогических знаний и умений, без владения искусством общения с обучающимися и без справедливой оценки деятельности преподавателя со стороны руководителей учебного заведения и органов управления образованием отечественная инженерная школа не сможет работать продуктивно и будет копировать зарубежные образовательные модели в ущерб нашим национальным интересам, традициям и ценностям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

2. Основы педагогического мастерства: учебное пособие /под ред. И.А. Зюзюна. – М., 1989.

3. Фролов В.А. О некоторых аспектах деятельности технических вузов по внедрению компетентностного подхода в образовательную практику подготовки специалистов / Фролов В.А., Федоров С.А. // Технология машиностроения. – 2013. – №5. – С. 67 – 72.

4. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика