Пятница, 03.05.2024, 03:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Педагогические технологии как фактор повышения качества образования

УДК 373

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А.Мацнева, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК,

e-mail: aleks-elena07@rambler.ru

 

Повышение качества — стратегическая цель модернизации российского образования. Одним из аспектов повышения качества образовательного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя. В свою очередь повышение качества преподавания влечет за собой повышение мотивации и результатов обучения.

В настоящее время теория и практика обучения оперирует термином «педагогическая технология обучения». Термин  технология  заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучаемых.

Существует ряд определений, характеризующих педагогические технологии, из которых выделим два:

- Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

- Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Профессиональная деятельность преподавателя отличается тем, что в ней есть простор для творческого поиска, не всегда на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы, используемые без применения каких бы то ни было средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы. Вокруг подобных «мелочей» нередко сосредоточены исследования современной зарубежной образовательной технологии.

В качестве примера приведем базовые формы организации занятий, применимых в повседневной практике практически каждого преподавателя:

Беседа — форма организации занятия, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. В зависимости от чередования направлений информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с предконтролем, с постконтролем и другие.

Интерактивная лекция — форма организации занятия, в которой укрупненная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития.

обучения, в частности могут быть представленными в виде систем задач.

Практикум — форма организации занятия, в котором возможно деление на обучаемых на подгруппы, которые получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах.

Семинар — форма организации занаятия, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интрактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.

Далее базовые формы модернизируются и подлежат классификации на следующем уровне.

В качестве примера можно привести проблемную лекцию. В отличии от традиционной лекции, где обучаемый получает порцию готовой информации, проблемная лекция начинается с вопросов, постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При выборе такой формы учебного занятия особая роль отводится диалогу между преподавателем и студентом, а деятельность обучаемого приближается к поисковой, исследовательской. К примеру, в курсе информатики есть тема, в которой изучается  компьютерная техника. Практически все студенты ежедневно используют его для различных своих нужд, но далеко не все могут назвать «у него внутри» и по каким принципам он работает, что главное в компьютерной системе, как идет процесс обработки информации и т.д. Поэтому лекция начинается с серии вопросов, на которые группа совместно ищет ответы. Немаловажное значение имеет наглядность. Качественными иллюстрациями современного студента не удивишь, а вот что им действительно не хватает – это предметной наглядности. Так мы переходим к лекции-визуализации, которая учит преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. Следующий пример – лекция-дискуссия. Здесь заранее аудитория как бы разделяется на две противоборствующие стороны, и каждая отстаивает свою точку зрения. Такие формы занятия можно проводить на старших курсах. Также в процессе подачи лекционного материала можно заранее запланировать ряд ошибок, которые студенты должны распознать и исправить.

Из своего опыта работы могу отметить, что на практических занятиях с большим успехом можно применять неигровые имитационные методы, когда учебный материал подается студентам в виде проблем, а знания приобретаются в процессе самостоятельной постановки цели, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотез, апробации их, самостоятельных выводов  и самоконтроля результатов. Можно использовать метод развивающейся кооперации, то есть решение задач в группах с последующим обсуждением. Группа формируется так, чтобы в ней имелись лидер, генератор идей, исполнители, оппоненты, исследователи. Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей студентов.

Использование игровых имитационных технологий – таких как мозговой штурм, деловая игра, ситуационное проектирование – это более сложная деятельность, требующая и высокого уровня мотивации у студентов, и серьезной объемной подготовки. Однако свободная форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы, генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка, использование совокупности учебно-познавательных приемов для самостоятельного решения проблем в виде проекта с презентацией результатов позволяют даже самые трудные аспекты освоения знаний превратить в увлекательный процесс.

Инновационные поисково-творческие технологии, внедренные в учебный процесс способствуют развитию креативности у студентов, формированию критического мышления, а также соединению теории и практики. Но одновременно они требуют и обязательной предварительной подготовки слушателей, наличия развитой материально-технической базы и соответствующего уровня подготовки преподавателя.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Инженерами не рождаются и сразу после вуза не становятся / Электронный журнал «Аккредитация в образовании» №74, октябрь 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.akvobr.ru/razvitie_inzhenernogo_obrazovanija_ego_rol_v_modernizacii.html
  2. Хусанова, Т.К. Особенности организации поисково-творческой деятельности студентов в условиях реализации кредитной технологии обучения в вузе. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-organizatsii-poiskovo-tvorcheskoi-deyatelnosti-studentov-v-usloviyakh-realizatsi#ixzz3KpiQfsYg
Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика