Пятница, 03.05.2024, 10:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Организация и управление самостоятельной работой студентов по русскому языку и литературе

УДК 377.1

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

И.П. Говорова, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г. Ливны

 

Система профессионального образования предъявляет большие требования к качеству подготовки специалистов. Он должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональных сферах, разрешать проблемы, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро находить выход. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех сферах профессионального образования, необходимо применять технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся.

Для достижения высокого уровня научно-практической подготовки специалистов необходимо обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний посредством активизации самостоятельной работы.

В современном образовании самостоятельной работе уделяется всё большее внимание. Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и применять их в учебной и практической деятельности. Поэтому в структуре учебной деятельности студента на долю самостоятельной подготовки приходится около 50% общего бюджета учебного времени. Особую актуальность приобретает внеаудиторная самостоятельная работа, которая включает в себя учебную, научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов.

Успех организации СРС определяют четыре группы факторов: организационные, методические, мотивационные и психолого-педагогические. К организационным факторам относятся следующие: место СРС в структуре учебного занятия (аудиторная или внеаудиторная), задания и время для их выполнения, средства для самостоятельной работы (дидактические материалы, учебная литература), форма деятельности (групповая, парная, индивидуальная). Методическими факторами являются планирование преподавателем заданий на самостоятельную работу, обучение методам СРС, изучение источников, подготовка докладов, написание сочинений, эссе, анализ художественных произведений (или эпизодов), а также литературных героев, управление самостоятельной работой (сотрудничество преподавателя со студентом, система контроля и самоконтроля). Мотивационным фактором является потребность узнать новое, расширить свои знания, овладеть каким-либо умением и т.д. К психолого-педагогическим факторам относятся: учет психологических качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа может быть трех видов: аудиторная, внеаудиторная и творческая, в том числе учебно-исследовательская.

Затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного задания, определяются, как правило, эмпирически на основании наблюдений за выполнением учениками аудиторной самостоятельной работы. Планируя СРС, необходимо определить фрагменты темы, которые студент может освоить самостоятельно; задания, направленные на формирование знаний, умений, компетенций, в том числе задания творческого характера, направленные на развитие специальных умений и индивидуальных способностей студентов.

Самостоятельная работа является важнейшей формой обучения, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской деятельности студентов. Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки. «Только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащегося», − считал, например, известный педагог К. Ушинский. Самостоятельная работа, уместная в различных формах организации учебного процесса, выполняет не только учебные, но и воспитательные цели. Она воспитывает обязательность, ответственность, собранность, пунктуальность, систематичность в работе.

Задача педагога состоит в том, чтобы не только помочь студентам овладеть программой, но и вооружить их системой умений для организации самостоятельной работы, которая способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами познания, развитию познавательных способностей.

Одним из видов самостоятельной деятельности студентов является учебно-исследовательская работа, которая ставит перед студентом задачи, ведущие за пределы имеющихся у него знаний. Неизвестное всегда требует поиска, вызывающего интерес к исследованию. При объяснении материала преподавателем задача студента сводится к запоминанию и воспроизведению знаний путем тренировки. А вот при исследовательском подходе студент получает знания самостоятельно, устанавливая пути их изучения в ходе самостоятельной работы. Он усваивает знания путем решения задач, выдвинутых преподавателем или сформулированных самостоятельно. Такая система работы способствует формированию нескольких компетенций: самообразовательной, информационной, коммуникативной. Главное при организации научно-исследовательской деятельности – выполнять очень важное правило: никакого принуждения и насилия над личностью. Основной критерий оценивания – личный интерес и личная увлеченность студента.

Как же привлечь студента к исследовательской деятельности? Каждому человеку от природы дана склонность к познанию и исследованию. Предмет исследования обязательно должен быть конкретным, так как он определяет цель и задачи предстоящей работы. Цель следует сформулировать кратко и точно, в ней выражается то, что намерен сделать исследователь. Конкретизируется же и развивается она в задачах исследования.

Чем актуальнее проблема и ее значение, тем выше интерес к исследовательской работе. Главное в работе – доказательность выводов и результативность исследований. Самостоятельная учебно-исследовательская работа способствует развитию интеллектуального потенциала личности, позволяет находить причинно-следственные связи, идти от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке.

Очень важно рационально организовать исследовательскую деятельность студентов. Наиболее эффективна их работа в парах и малых группах, потому что возможна совместная работа над поставленной задачей, взаимная проверка заданий. Разумеется, и индивидуальная форма работы всегда актуальна и результативна. Однако в любом случае очень важным условием полноценной работы является сотрудничество преподавателя и студента. Студентами первого курса СПО была выполнена учебно-исследовательская работа в направлениях «Русский язык» и «Литература» по следующим темам: «Лингвоэкологический аспект культуры мышления, языка и речи»; «Крылатые выражения, пословицы и поговорки в художественной и разговорной речи»; «Язык и речь как основа коммуникативной культуры личности»; «Слово о полку Игореве»: творческая история, судьба и значение»; «Поэтическая мысль и проникновенное чувство в лирике Ф.И. Тютчева»; «Поэт в России – больше, чем поэт...». Проведены научно-биографические исследования в области языкознания и литературоведения. Результатом исследовательской работы стало выполнение рефератов и выступление на научно-практической конференции в рамках «Недели науки». Конечно, это был первый опыт исследовательской деятельности учащихся, а также публичного выступления. Но студенты справились с работой достойно. А главное, поверили в себя.

Цели и задачи своей работы со студентами могу определить так: воспитание читателя как одна из главных целей литературного образования; соотношение нравственного и эстетического воспитания; реализация принципов вариативности и анализа литературных произведений, влияющих на личностное освоение их студентами; построение систем уроков по крупным эпическим произведениям; специфика изучения литературы учащимися разного уровня подготовленности. Реализация этих целей осуществляется при гармоничном сочетании разных форм самостоятельной работы студентов. Для организации и управления СРС разработано и используется студентами учебно-методическое пособие «Организация самостоятельной работы студентов по литературе». Актуальность темы учебно-методического пособия обусловлена необходимостью помочь студентам-первокурсникам в организации их учебной деятельности. Ведь овладение методикой самостоятельной работы – одна из трудных задач, стоящих перед студентами.

В пособии систематизированы методические рекомендации студентам по работе с книгами, выполнению рефератов, написанию сочинений, анализу эпических и поэтических произведений, характеристике литературных героев. Кроме того, систематизированы литературные термины и определения, роды и жанры художественных произведений, средства речи, основные системы стихосложения, стихотворного размера, рифмы, даны сведения о литературных направлениях. Обязательным элементом учебно-методического пособия являются материалы для самоконтроля знаний студентов, примерные темы рефератов, сочинений, опорные вопросы и задания для анализа программных произведений. В конце пособия приведен перечень необходимой литературы.

Целью учебно-методического пособия является формирование у студентов навыков рационального, правильного чтения, эффективное освоение программных литературных произведений, формирование практических навыков анализа художественных текстов, а также их героев, следовательно, расширение кругозора студентов.

«Правильное» чтение художественного произведения предполагает обязательное понимание его и восприятие, прежде всего, идейно-философского содержания, то есть всех тем, проблем и идей, которые автор заключил в своем творении. Очень важно понимать, что в художественном тексте нет ничего случайного: все герои, события, повороты сюжета, лирические отступления и другие изобразительные средства взаимосвязаны, взаимообусловлены и служат воплощению авторской идеи.

Для постижения идейно-философского содержания эпического, лирического или драматического произведения необходимо освоить приемы анализа текста в целом или его эпизода как части целого. Чтобы студентам было легче провести анализ эпизода крупного произведения или текста стихотворения, рассказа, им предлагаются алгоритмы действий, оформленные в виде планов. Также разработана система опорных вопросов и заданий для разбора художественных произведений и их эпизодов. Для анализа поэтических произведений предлагаются еще и тексты рассматриваемых произведений.

Развернутые планы разборов художественных произведений помогают студентам выработать практические навыки анализа художественных текстов, быть самостоятельным в трактовке произведения, иметь собственные взгляды на анализируемое событие. Они также помогают студентам при подготовке к написанию сочинения – анализа стихотворения или эпизода произведения.

Чтобы рационально и полноценно организовать самостоятельную работу студентов, необходимо обеспечить их учебно-методической документацией по дисциплинам, учебно-методическими материалами для внеаудиторной самостоятельной работы, а также предоставить каждому студенту доступ к фондам библиотеки, в том числе электронной, к современным информационным ресурсам сети Интернет. Все это у нас имеется и используется студентами. Учебно-методический комплекс по организации самостоятельной работы наряду с основными учебниками включает справочники, словари, сборники упражнений, диктантов, контрольных заданий, методические указания к их выполнению, рабочие тетради, комментарии и памятки для студентов.

Организация и управление самостоятельной работы студентов предполагает действия преподавателя, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий, а именно: контроль выполнения самостоятельной работы; самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка; устранение ошибок, а также анализ их причин на основе результатов самоконтроля выполнения работы.

Следует отметить положительные результаты самостоятельной работы студентов: лучшее усвоение учебного материала, стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности; подъем на качественно новый уровень познания как сильных, так и слабых учащихся. Работая в парах или в малых группах, студенты учатся сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды – подчинять темперамент и характер интересам общего дела, видеть плюсы и минусы своей деятельности. Очевидна направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического мышления.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует не только достижению учебных целей дисциплины, но и развитию у студентов личностных качеств, вовлекает их в самостоятельную поисковую деятельность, формирует первоначальный опыт решения профессиональных задач на основе уже имеющихся и вновь полученных знаний.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельчик, Т.А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов // Вестник КемГУ. – 2009. - № 1.

2. Зимина, И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов // Специалист. – 2005. - № 11.

3. Пастухова, И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2014.

4. Петухова, Т.П., Белоновская, И.Д., Глотова Н.И., Пашкевич М.С. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. - № 1.

5. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации: материалы конференции. М.: МГИМО-Университет, 2008.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика