Пятница, 17.05.2024, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Мотивация образовательного процесса

УДК 371.3-027.31:378:62

МОТИВАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

Н.Е. Белкина, старший преподаватель,

ФГБОУ ВПО ОрелГАУ, г.Орел,

e-mail: alexor2004@yandex.ru

Т.В. Галаган, доцент, канд. техн. наук,

Госуниверситет – УНПК, г. Орел

e-mail: tamaragalagan@mail.ru

 

Если взять определение мотивации образования как «процессы, методы, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования», то её, мотивацию, можно рассматривать как две стороны одного процесса. То есть с одной стороны мотивировать необходимо преподавателей (для стимулирования их максимально честно относиться к своей деятельности), с другой стороны мотивация обучающегося. Другими словами для получения качественного конечного «продукта», высококлассного специалиста, одинаково мотивированы должны быть как преподаватели - мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям; так и учащиеся - мотивация учёбы, внутренняя мотивация.

К сожалению, на сегодняшний день актуальна проблема безработицы, как в нашей стране таки во всем мире. Для того, чтобы не пополнить ряды безработных, как это не парадоксально, надо быть отличным специалистом. Мы не будем рассматривать некоторые другие факторы, такие как удача, везение и прочие – это субъективные моменты. Остановимся на одном: надо быть отличным специалистом. Что для это необходимо? Само собой напрашивающийся ответ: хорошо учиться. Вроде бы всем всё понятно, садись и учись. Но не тут-то было: есть множество предметов совершенно не интересных обучающимся. И вот тут возникает задача, как объяснить студенту (обучающемуся), что все предметы, которые включены в образовательные планы, ему необходимы, чтобы стать высококлассным специалистом.

Первый вопрос, который я задаю студентам: хотите ли вы, чтобы вас окружали умные люди. Вроде бы ничего провокационного в данном вопросе нет, однако на лицах студентов чаще всего вижу недоумение, вопрос «К чему бы это». Не дождавшись ответа, приходится отвечать самой: лично я очень хочу, мечтаю, чтобы меня окружали умные люди. Во всех сферах деятельности от водителя автобуса, пилота самолёта до юристов, врачей. Можно привести и другие специальности, от которых вроде бы напрямую и не зависит сама наша жизнь, но точно зависит качество жизни. И вот когда начинаешь приводить конкретные примеры, вот тут-то на лицах студентах отображается понимание, к чему ведет преподаватель. Далее возникает вопрос, можем ли мы сами, конкретно каждый из нас, как-то повлиять на всех студентов (обучающихся), получающих разные знания по разным профессиям. Естественно мы не можем этого сделать. Единственно, что мы можем, это самим стать высококвалифицированными специалистами, а чтобы ими стать, надо учиться.

Далее, я рассказываю, каким образом проходит отбор кандидатов на высокооплачиваемую вакансию. Естественно, это совершенно не секретные сведения. Однако, молодые люди, которые пока еще находятся на стадии обучения, как правило, совершенно не интересуются этим вопросом. И вот, когда начинаешь им подробно рассказывать о самом процессе отбора, только тогда они понимают, что все те предметы, которые они изучают, оказывается, пригодятся им в их профессиональной деятельности. И не просто пригодятся, а без знаний в этих областях они просто не смогут работать. Не смогут даже устроиться на работу, так как одним из первых и самых важных критериев отбора является профессиональное тестирование

Часто приводится в пример фраза, которую якобы слышат выпускники, только приступившие к профессиональной деятельности, «забудь всё, о чем тебя учили в институте». В данном случае я привожу самый наглядный и классический пример: выпускник факультета иностранных языков (который в течение всей учёбы только и делает, что изучает выбранный им язык) должен придя на работу забыть всё, чему он учился. В принципе здесь можно брать любую специальность, опять же: водитель, пилот самолета, юрист, врач «и далее по списку».

Ну и пару слов про мотивацию преподавателей. В интернете ходит такая байка (в сокращенном виде и своими словами): на экзамене преподаватель ставит положительную оценку студенту просто за то, что он пришел на экзамен, не проверяя его фактические знания, объясняя это тем, что зачем ему, преподавателю, растить конкурентов. То есть, чем меньше знают его студенты, тем выше он ценится как специалист. Неоднократно слышала восторженные замечания по этой байке от молодых преподавателей. Это не может не приводить в некоторый ступор. Возвращаясь к началу статьи, где говорилось об окружении нас умными людьми, классными специалистами, если мы не будем добросовестно выполнять свои обязанности (качественно учить), мы сами себе «готовим яму»: далее нас ожидают не профессиональные врачи, адвокаты, судьи, пилоты…

И еще один мотивирующий фактор для преподавателя, давайте будем относиться к своим обязанностям, так как будто в студенческой аудитории сидят наши родные дети.

На мой взгляд, если мы хотим получить какие-либо положительные изменения в нашей жизни, надо начинать с себя.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 493 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика