Четверг, 02.05.2024, 17:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Использование метода кейс-стади для проведения лабораторных работ по дисциплине «Технические средства информатизации»

УДК 377.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

Д.Н. Шолохов, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Ливны,

e-mail: unrealee@yandex.ru

 

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых  годах прошлого века.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).  Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначного решения.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Метод кейс – стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала  студента и преподавателя.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1 Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2 Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3 Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4 Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5 Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6 В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

После изучения методов case-study может возникнуть впечатление, что его нельзя использовать при преподавании технических или точных дисциплин, так как полученные решения ситуации неоднозначны. На самом деле эти предположения не совсем верны, так как даже в процессе решения технической задачи могут возникнуть равнозначные (или близкие к тому) варианты решений.

Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении лабораторных и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Мною в данный момент разрабатывается кейс второго типа для дисциплины «Технические средства информатизации».

В процессе изучения данной дисциплины во втором семестре перед студентами ставятся ситуации, наиболее приближенные к реальной работе техников-программистов на производстве:

- алгоритм нахождения «узкого места» имеющейся системы;

- выбор наиболее рационального способа модернизации;

- подбор операционной системы и прикладного программного обеспечения.

Такие задачи не могут быть решены с получением единственного правильного ответа и поэтому хорошо подходят для организации case-study.

Например, студентам предлагается оборудования, заведомо не подходящее для решения поставленной задачи и несколько решений данной проблемы (к примеру закупить новое, модернизировать имеющееся, сменить программную платформу и т.д.). В процессе выполнения работы студенты активно обсуждают предложенные решения и в некоторых случаях даже предлагают свой метод решения, отличный от предложенных.

По моему мнению, метод case-study может применяться при обучении студентов технических специальностей, при обучении студентом решению много вариативных и нестандартных задач.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

2 Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

3 Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России /  И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.-  N5-6.- С.65-90.

4 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 2456 | Рейтинг: 4.7/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика