Пятница, 17.05.2024, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Анализ возможных способов повышения эффективности самостоятельной работы при подготовке бакалавров

УДК 658.018

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

Н.В. Углова, канд.техн.наук, доцент,

Госуниверситет-УНПК, г. Орёл,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

 

Назначение самостоятельной работы студентов

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста (бакалавра), способного к саморазвитию, самообразованию, инновациям. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная востребованность.

Самостоятельная работа студентов позволяет активизировать процесс познания. К каждому виду аудиторных и внеаудиторных занятий прилагается определённый вид самостоятельной работы. Лекция дополняется самостоятельным изучением конспекта; практическое занятие и лабораторная работа предполагает предварительную самостоятельную подготовку по теоретической части; практика содержит общие этапы и индивидуальные задания [1].

Что такое самостоятельная работа студентов (СРС)? В общем случае, это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой.

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Будучи особым видом познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе выполняет свое основное предназначение – формирует у студентов познавательную самостоятельность – категорию, характеризующую творческую ступень самостоятельности в познании. В ней есть процессуальная сторона – умение познавать в процессе поиска, и мотивационная сторона – стремление к такому познанию [2].

Познавательная самостоятельность студента связана со становлением его как профессионала в своей области. Поэтому показателем уровня его познавательной самостоятельности будут профессиональное умение, готовность студента к приобретению и пополнению профессиональных знаний, творчески ставить и решать возникающие проблемы в профессиональной деятельности без помощи других.

Подход к стандартизации самостоятельной работы студентов

Практически все возможные виды самостоятельной работы студентов учтены и систематизированы в стандарте организации Госуниверситета-УНПК СТО 72-04-07-2008 «Система менеджмента качества. Самостоятельная работа студентов. Структура, планирование, организация, контроль». Стандарт предусматривает ряд форм самостоятельной работы студентов (СРС).

Аудиторная СРС – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов по дисциплине, которая выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторная СРС может быть проведена в виде [3]:

– выполнения аудиторной контрольной работы;

– контрольного опроса;

– подготовки и защиты отчётов по лабораторным работам;

– выполнения учебной научно-исследовательской работы студентов.

Внеаудиторная СРС – планируемая учебная и научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная СРС может быть проведена в виде:

– подготовки к лекциям, практическим занятиям, семинарам, лабораторным работам;

– самостоятельного изучения отдельных теоретических разделов учебной дисциплины;

– выполнения индивидуальных заданий во время прохождения практики;

– подготовки к аудиторным контрольным работам и коллоквиумам;

– подготовки к сдаче зачётов и экзаменов;

– написания рефератов;

– перевода текста с иностранного языка;

– конспектирования литературы к семинарам, работы с литературой.

Научно-исследовательская работа студентов может быть аудиторной, встроенной в учебный процесс, и внеаудиторной, дополняющей учебный процесс или параллельной учебному процессу.

 

Проблема коллективных форм самостоятельной работы

Известные формы самостоятельной работы студентов обладают несомненными достоинствами. Все они позволяют студенту оказаться «один на один» с творческой задачей и проявить свои способности по её решению. Однако такая схема организации СРС может ограничить эффективность познавательного процесса. По каждому виду самостоятельной работы предусмотрены индивидуальные задания для студентов и сформулированы требования к тому, что отдельно взятый студент должен «знать» и «уметь». Если бы учебный процесс был построен в полном соответствии с той схемой, которую требуют нормативные документы, народное хозяйство из года в год получало бы «специалистов-индивидуалистов», «знающих» и «умеющих» всё, что требует образовательный стандарт (отметим, что его требования минимальные), но с трудом адаптирующихся в трудовом коллективе.

Таким образом, существует противоречие между формами подготовки специалистов и формами их последующей трудовой деятельности. Подготовка, как правило, проходит в индивидуальной форме, а трудовая деятельность всегда происходит в коллективе. Время средневековых учёных-отшельников прошло, и сейчас ни один специалист не работает в одиночку, поэтому требования к индивидуальным знаниям и умениям выпускника можно считать недостаточно адекватными современным производственным условиям.

Дополнение СРС коллективными видами деятельности позволит улучшить процесс адаптации выпускников учебных заведений в трудовых коллективах, и поэтому является актуальной проблемой.

Коллективная работа – это особый вид деятельности, и для её организации целесообразно использовать существующий опыт. Одним из лучших достижений в области коллективной работы является деятельность «кружков качества», и опыт их функционирования желательно использовать при организации коллективных видов самостоятельной работы студентов.

Кружки качества – это неформальные объединения рабочих и служащих, добровольно создаваемые в организации для решения проблем в качества [2]. Американским психологом А. Маслоу доказано, что наибольшая эффективность достигается в группах числом от 3…15 человек. Участники кружка сами выбирают руководителя, в роли которого чаще всего выступает неформальный лидер, а иногда – куратор, назначенный администрацией завода.

Заседания кружка качества проводятся регулярно, один-два раза в неделю. Если заседания проводятся после работы, предприятие выплачивает его участникам компенсацию. Обычно заседания продолжаются не более часа, в течение которого обсуждаются проблемы, возникающие в работе, и пути их решения. Предложения претворяются в жизнь. Одновременно с решением производственных задач в кружках качества проводится обучение сотрудников на добровольной основе. Например, в компании «Motorola» каждый сотрудник ежегодно около месяца затрачивает на обучение в области профессиональных навыков, повышения квалификации и методов управления качеством.

Деятельность кружков качества оказалась настолько эффективной, что в 1983 году в Европейской организации по контролю качества был создан специальный технический комитет по кружкам качества – ТК-12 [3].

Применение опыта кружков качества для организации коллективных видов СРС может существенно повысить уровень профессиональных знаний и умений выпускника, так как ни один человек в отдельности не знает и не умеет столько, сколько знает и умеет творческий коллектив.

Опыт личного обучения и последующей педагогической деятельности показывает, что коллективная деятельность существенно повышает качество практически любого вида самостоятельной работы студентов.

Подготовка к сдаче экзамена, зачёта. Традиционно считается, что готовиться к экзаменам и зачётам каждому студенту нужно самостоятельно. Это несомненно, однако дополнение индивидуальной подготовки к испытаниям коллективным собеседованием позволяет повысить качество понимания и запоминания экзаменационного материала.

Организация коллективной подготовки к экзаменам проводится следующим образом. После индивидуальной подготовки за день до экзамена студенты в инициативном порядке собираются группами по 5-7 человек. Один читает экзаменационные вопросы, и все присутствующие сообщают по каждому вопросу всё, что знают. Необходимые рисунки, формулы, пояснения приводятся на листе бумаги. На каждый вопрос отводится 2-3 минуты, ответы излагаются кратко, в форме неформальной беседы. Знающий говорит, незнающие слушают и невольно запоминают. Таким образом, весь экзаменационный материал по дисциплине излагается за 1-2 часа. Пятилетняя практика показывает, что участники таких неформальных собеседований сдают экзамены много успешнее, чем студенты, занимающиеся индивидуально.

Подготовка к лабораторным работам. Лабораторный практикум по большей части дисциплин включает в себя от четырёх до восьми лабораторных работ в семестр. Усвоение материала работ будет проходить успешнее, если на каждом занятии все виды работ проводить одновременно: одна подгруппа выполняет первую лабораторную работу, другая – вторую и т.д. Тогда на первом занятии преподавателю нужно будет объяснить каждой подгруппе цель, задачи и порядок выполнения их работы, а к работам на последующих занятиях студенты смогут готовиться коллективно, перенимая опыт предшествующей подгруппы. Отметим, что такая форма коллективной самостоятельной работы будет иметь успех преимущественно на старших курсах университета, при развитых навыках студентов к самостоятельному обучению.

Выполнение курсовых работ, проектов, выпускной квалификационной работы. Эти виды самостоятельной работы должны выполняться в коллективе, так как при выполнении курсовых работ и проектов, выпускной квалификационной работы, а также типовых расчётов и расчётно-графических работ студенты не только учатся применять на практике теоретический материал, но и получают навыки коллективного решения творческих задач, без которых немыслима работа в условиях промышленного производства.

 

Выводы

Таким образом, самостоятельную работу студентов невозможно представить без коллективной составляющей обучения. Умение работать в коллективе – это одно из самых полезных свойств будущего специалиста, и основы этого умения необходимо заложить в стенах образовательного учреждения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Перевощикова, Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров [Текст] / Е.Н. Перевощикова  // Высшее образование в России, 2012. – № 6. – С. 40-47.

2 Сенашенко, В.В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы [Текст] / В.В. Сенашенко, Н.А. Жалнина // Высшее образование в России, 2006. – № 7. – С.103-109.

3 Коренев, Л.П. Основы организации учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.П. Коренев. – Орёл: ОрелГТУ, 2005.

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика