Пятница, 17.05.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования

Актуальность педагогического мастерства

УДК 371.1

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

О.А. Петракова, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

 

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Каждый человек за свою жизнь бывает и в роли ученика, воспитанника, в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире.

Образование имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека. Особую роль играют профессионально значимые личностные качества, педагогические способности, владение педагогической техникой.

В связи с этим важнейшей стороной  профессионального становления преподавателя  является постижение педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство - высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, умений, навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется:

-  как совокупность знаний, умений, навыков;

-  как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.

Структурными слагаемыми педагогического мастерства являются:

- коммуникативные умения;                    

- организаторские умения;

            - исследовательские умения;

- творческие умения.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.

Классик советской педагогики А.С.Макаренко под педагогическим мастерством понимал «знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение». «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» - говорил он. Все действия педагога целесообразны, продуманы, упорядочены. Он владеет ситуацией, умеет ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.

С позиций личностно-деятельностного подхода педагогическое мастерство определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К данным свойствам относят:

- гуманистическая направленность деятельности педагога;

- профессиональные знания;

- педагогические способности;

- педагогическую технику.

А.К. Маркова под педагогическим мастерством понимает «выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях». Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов. Мастерство означает хорошее знание педагогом своего учебного предмета, достижение стабильных, высоких результатов в обучении, главным образом, в знаниях учащихся. Она относит мастерство к одному из уровней профессиональной компетентности педагогов.   

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности преподавателя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов». Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога. Мастерство преподавателя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

Каждый хочет стать мастером своего дела. Преподаватель должен:

- блестяще знать свой предмет и уметь научить других;

- вызывать у обучающихся интерес к своему предмету;

- заниматься исследовательской работой;

- изучать и применять новые методики и технологии;

- уметь работать с методической литературой.

Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, всегда участвует в различных профессиональных конкурсах и рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя профессионала и мастера.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г. Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. — М.: Гардарики, 2005

2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В. Буланова — Топоркова. Ростов - на - Дону; Феникс, 2002

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2004

4. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997

 

 

 

 

Категория: 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 5235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика