УДК 378.14
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ШКОЛА – ВУЗ»
И.С. Евсеева, учитель английского языка,
МБОУ СОШ № 2, г. Ливны,
e-mail: iren280180@mail.ru
Современная концепция сферы образования предполагает качественно новое видение педагогом своей деятельности и взаимоотношений с обучаемыми. Применение интерактивных методов обучения уже не является рекомендацией преподавателю как школьного так и профессионального образования, это уже один из критериев оценки деятельности педагога. В основу современных учебников иностранного языка заложены методы обучения, предполагающие системно-действенный подход к образовательно-воспитательному процессу. В частности метод проектов является ведущим при работе с учебно-методическим комплексом М. З. Биболетовой.
Позволим себе немного справочной информации. Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте:
- исследовательские,
- творческие,
- приключенческие, игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные.
2. По характеру координирования проекта:
- с явной координацией,
- со скрытой координацией.
3. По характеру контактов:
- внутренние (региональные),
- международные.
4. По количеству участников:
- личностные (индивидуальные),
- парные,
- групповые.
5. По продолжительности проведения:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
Метод проектов в обучении языку.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление результата.
Основные виды проектов для обучения языку.
Английские специалисты в области методики преподавания языковТ.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:
- групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы»;
- мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью»;
- проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей студента теме» и подходящий для индивидуальной работы.
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.
Этапы работы над проектом.
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
1. Определение темы проекта.
2. Определение проблемы и цели проекта.
3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
6. Работа в группах.
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
7. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
8. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
9. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
10. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
В своей работе мы практикуем проектную деятельность как проверенный многофункциональный инструмент для достижения ряда целей. Самые значимые из них:
- Формирование и развитие ключевых компетенций у обучающихся,
- Эффективное усвоение языков,
- Осуществление преемственности процесса обучения «школа – вуз».
В рамках достижения вышеобозначенных целей, мы реализуем следующие практические задачи:
- повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии через практическую реализацию его потенциальных возможностей,
- развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результата,
- развитие исследовательских умений,
- развитие умений осуществлять поиск нужной информации, осмысливать добытые сведения, сопоставлять их с ранее приобретенными.
- развитие умений применять полученные сведения для решения конкретных задач,
- развитие умений обобщать полученные данные, делать вывод,
- развитие умений производить оценку и деятельности и информации.
Проекты хороши тем, что подходят для различных возрастных групп учащихся. Можно комбинировать возраст участников проектов, делать совместные студенческо-ученические проекты. Это существенно помогает снимать психологические барьеры в обучении, делать процесс обучения непрерывным и преемственным. Проектная деятельность способствует также профессиональному росту педагога, снимает фактор рутинности, способствует лучшему осознанию иной роли педагога как координатора и наставника, старшего участника проекта. Всё вышеперечисленное выводит процесс обучения на качественно новый уровень.
ЛИТЕРАТУРА
- Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
- Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 1.
- Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.
- Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. http:// iol.spb.osi.ru
- Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
- Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.
- http://www.itlt.edu.nstu.ru/
|