Воскресенье, 05.05.2024, 23:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Возможности проектной методики в повышении качества образования и формировании преемственности «школа – ВУЗ»

УДК 378.14

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ШКОЛА – ВУЗ»

И.С. Евсеева, учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 2, г. Ливны,

e-mail: iren280180@mail.ru

 

Современная концепция сферы образования предполагает качественно новое видение педагогом своей деятельности и взаимоотношений с обучаемыми. Применение интерактивных методов обучения уже не является рекомендацией преподавателю как школьного так и профессионального образования,  это уже один из критериев оценки деятельности педагога. В основу современных учебников иностранного языка заложены методы обучения, предполагающие системно-действенный подход к образовательно-воспитательному процессу. В частности метод проектов является ведущим при работе с учебно-методическим комплексом М. З. Биболетовой.

Позволим себе немного справочной информации. Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте:

- исследовательские,

- творческие,

- приключенческие, игровые,

- информационные,

- практико-ориентированные.

2. По характеру координирования проекта:

- с явной координацией,

- со скрытой координацией.

3. По характеру контактов:

- внутренние (региональные),

- международные.

4. По количеству участников:

- личностные (индивидуальные),

- парные,

- групповые.

5. По продолжительности проведения:

- краткосрочные,

- средней продолжительности,

- долгосрочные.

Метод проектов в обучении языку.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

Основные виды проектов для обучения языку.

Английские специалисты в области методики преподавания языковТ.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

- групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы»;

- мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью»;

- проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей студента теме» и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

Этапы работы над проектом.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

1. Определение темы проекта.

2. Определение проблемы и цели проекта.

3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

6. Работа в группах.

Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

7. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

8. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

9. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

10. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

В своей работе мы практикуем  проектную деятельность как проверенный многофункциональный инструмент для достижения ряда целей. Самые значимые из них:

  • Формирование и развитие ключевых компетенций у обучающихся,
  • Эффективное усвоение языков,
  • Осуществление преемственности процесса обучения «школа – вуз».

В рамках достижения вышеобозначенных целей, мы реализуем следующие практические задачи:

  1. повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии через практическую реализацию его потенциальных возможностей,
  2. развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результата,
  3. развитие исследовательских умений,
  4. развитие умений осуществлять поиск нужной информации, осмысливать   добытые сведения, сопоставлять их с ранее приобретенными.
  5. развитие умений применять полученные сведения для решения конкретных задач,
  6. развитие умений обобщать полученные данные, делать вывод,
  7. развитие умений производить оценку и деятельности и информации.

Проекты хороши тем, что подходят для различных возрастных групп учащихся. Можно комбинировать возраст участников проектов, делать совместные студенческо-ученические проекты. Это существенно помогает снимать психологические барьеры в обучении, делать процесс обучения непрерывным и преемственным. Проектная деятельность способствует также профессиональному росту педагога, снимает фактор рутинности, способствует лучшему осознанию иной роли педагога как координатора и наставника, старшего участника проекта. Всё вышеперечисленное выводит процесс обучения на качественно новый уровень.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  3. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
  4. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 1.
  5. Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.
  6. Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. http:// iol.spb.osi.ru
  7. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.
  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  9. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.
  10. http://www.itlt.edu.nstu.ru/
Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 775 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика