Воскресенье, 05.05.2024, 16:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Создание инклюзивного образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы

УДК 371.321.4

СОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Т.Н. Литвиненко, директор,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»,

Брянская обл., г. Карачев,

e-mail: school-gork@mail.ru

 

Социальный заказ, предъявляемый школе сегодня – это требование инновационности в развитии такой образовательной системы, которая может эффективно и качественно соответствовать образовательным и социальным потребностям различных групп детей – детей с особыми образовательными потребностями и детей, развивающихся типично, то есть быть безбарьерной для детей всех групп, обучающихся в школе. В рамках нашего образовательного учреждения это может быть реализовано в направлении развития социальной и образовательной инклюзии и сохранения и укрепления здоровья учащихся. Школа позиционируются как специфическое организованное пространство, где высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и преумножать ресурсы своего здоровья. Школа здоровья призвана осуществлять поиск и внедрение в свою деятельность инновационных технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся [1].

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького» города Карачева с 2000 года  работает над созданием адаптивной образовательной среды на основе внедрения здоровьесберегающих технологий. За время работы в школе сформировался творческий высококвалифицированный коллектив соратников, развивалась благоприятная атмосфера для обучения и воспитания детей с разными физическими и интеллектуальными возможностями. Таким образом, была создана обновлённая школа, концепция которой вырабатывалась в ответ на новую общественную потребность в создании такой образовательной среды, в которой будет место не только «обычным» детям, но и детям, имеющим нетипичный путь развития. Такой образовательной средой является, безусловно, интеграционное (инклюзивное) образовательное пространство, адаптивное по отношению к социальным и образовательным  потребностям каждого ребёнка и семьи в целом, особенно семьи, находящейся в кризисной ситуации по причине появления в ней ребёнка с инвалидностью, и, как правило, связанного с этим изменения социального статуса родителей, изменения уровня жизни семьи, появления необходимости в постоянных реабилитационных и коррекционно-развивающих занятиях с ребёнком [2].

В результате совместной деятельности всего школьного сообщества была выработана миссия школы, которая состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для успешного образования, социального развития и социальной адаптации любого ребёнка, независимо от уровня его психофизического развития, состояния здоровья, происхождения, и социального статуса семьи.

В школе реализуется Программа развития «Доступная среда», действующая на период 2014-2017 годов. Цель данной Программы – развитие безбарьерной адаптивной образовательной среды, подразумевающее минимизацию образовательных, материальных и социальных барьеров и достижение новых высоких образовательных результатов, социальное развитие и сохранение здоровья всех обучающихся школы с инклюзивным подходом в обучении.

Основными приоритетными направлениями для достижения заданной стратегической цели являются [2]:

- совершенствование содержания и качества образования в условиях инклюзивного образовательного процесса;

- создание здоровьесберегающей школьной среды;

- совершенствование организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и его сопровождения;

- развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности, профильного образования и предпрофильной подготовки в условиях инклюзивного образовательного процесса;

- развитие внешнего партнёрства для достижения целей Программы развития школы «Доступная среда».

Деятельность школы в развитии инклюзивного образовательного пространства предполагает не только создание безбарьерной пространственной среды, но и  достижение безбарьерного характера обучения для всех обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, создание таких условий для обучения и воспитания, при котором каждому ученику школы удастся максимально реализовать свой личностный потенциал, стать успешным и найти свое место в социуме [3].

В настоящее время существует целая группа барьеров, препятствующая получению качественного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья [2]:

1 Социальные барьеры:

- психологические барьеры и отсутствие опыта восприятия различий;

- профессиональные предубеждения и стереотипы;

- отсутствие гибкого образовательного стандарта и соответствующей системы оценки.

2 Информационные барьеры:

- слабость школьной политики в отношении инклюзивного образования;

- отсутствие доступа к информации о методах и подходах в обучении детей разных групп в едином образовательном пространстве;

- недостаточность использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

3 Материальные барьеры:

- архитектурная недоступность школы;

- нехватка специальных приспособлений для обучения детей-инвалидов;

- недостаточность оплаты труда педагогов и штатного обеспечения.

Инклюзивное образование – это самое важное направление деятельности школы на период действия Программы, логически продолжающее миссию школы – быть школой для всех, школой, где приоритетом деятельности являются образовательные потребности каждого учащегося [4].

Концепция Программы развития школы «Доступная среда» рассматривает в комплексе здоровье обучающихся, их семей, педагогов, других участников образовательного процесса и включает нравственный, психический и физический аспекты. Эти три сферы неразрывно связаны.

Школа призвана формировать такое здоровьесберегающее пространство, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья обучающихся воздействия образовательного процесса. В дальнейшем предполагается развитие здоровьесберегающего пространства в здоровьеукрепляющее, а затем – в здоровьеформирующее.

Школа предусматривает внедрение психолого-педагогической модели, основанной на приоритете психолого-педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, где учителю отведена основная роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Школа решает следующие проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья обучающихся:

- создание в школе атмосферы психологического комфорта для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления и провоцирующих в некоторых случаях обострение течения ряда хронических заболеваний;

- организация физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии и организация адекватного двигательного режима для обучающихся с синдромом гиперактивности и дефицита внимания;

- организация реабилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организация правильного диетического питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

- предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом;

- охрана и укрепление психического здоровья обучающихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди обучающихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

- формирование культуры здоровья обучающихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Реализация Программы развития «Доступная среда» требует создания в школе условий, необходимых для более эффективного обучения всех учеников. Это предполагает монтаж, установку и постоянное использование специальных технических приспособлений, облегчающих перемещение между этажами обучающихся с нарушениями движения, использующих инвалидные коляски разных типов, монтаж специальных распашных дверей в тех кабинетах, которые наиболее активно используются в образовательном процессе учащихся указанной выше группы. В настоящее время в школе проводится специальная экспертиза помещений для определения наиболее оптимальных преобразований пространства школы для обучения обучающихся с нарушением зрения и слуха. В качестве консультантов выступают представители общественных организаций инвалидов. Для обучающихся с выраженными нарушениями зрения библиотека школы комплектуется специальными учебными пособиями для слабовидящих. При обучении учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата проводится изыскание возможностей для приобретения специальных клавиатур и иных приспособлений, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся этой группы. С организациями культуры организована совместная работа по преодолению социального отчуждения и расширения возможностей воспитания толерантности для всех обучающихся школы.

Таким образом, реализация Программы «Доступная среда» требует не только значительных материальных затрат, но и организации совместной работы с общественными организациями, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, социальной защиты. Только тогда будет возможно достигнуть важнейшего результата выполнения Программы – формирования личности выпускника, достигшего современного уровня качественного образования,  который обучался в условиях минимизации барьеров на пути достижения высоких образовательных результатов, социального развития и сохранения здоровья.

Однако следует отметить, что наибольшую результативность процесса реализации в школе Программы развития «Доступная среда» возможно обеспечить только в том случае, когда школа будет интегрирована в образовательное пространство профессионального образования. Такая интеграция необходима для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья возможности получения не только среднего общего, но и профессионального образования. А для решения этой задачи образовательным учреждениям профессионального образования необходимо использовать опыт школ по созданию условий, необходимых для эффективного обучения всех обучающихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«Об образовании в Российской Федерации».

2 Проект Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Поручение Президента Российской Федерации  о разработке Программы      от 15.11.2009 г. №Пр-3035 и поручение Правительства Российской Федерации    от 18.11.2009 г. №ВП-П13-6734.

3 Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. – Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288).

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика