Суббота, 18.05.2024, 23:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Современная система образования: проблемы и пути их решения

УДК 377.112.4

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Т.Н. Ветрова, преподаватель, В.Г. Ветров, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

e-mail: toma.vetrova52@mail.ru

 

Мировая статистика свидетельствует, что доллар, вложенный в повышение уровня знаний населения, дает 3–5 долларов дополнительного национального дохода. До 40–60% прироста национальных доходов США, Германии и Японии формируется за счет повышения образовательного уровня работников. Ограничивающим фактором развития становится не объем капитала, а объем знаний. Понимание этого закономерно приводит многие страны к новому «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования. Образование во всех цивилизованных странах становится не только одной из важнейших для государства инвестиционных сфер, но и сферой обеспечения опережающей социальной рентабельности.

Обобщенно можно сказать, что эффективное образование нацелено на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа обучающихся (не 100%, это нереально) как в когнитивных, так и в прочих областях, независимо от социально-экономического положения их семей.

Рассматривая цели образования молодого поколения, можно предположить, что система образования должна быть направлена на подготовку граждан, а не являться одним из факторов экономики, а уж тем более не превращаться в «сферу услуг». Диплом об образовании сегодня не дает гарантии занятости, если он не дополнен талантом творческого мышления и общения. Многие молодые люди покидают учебное учреждение, не имея ни малейшего представления о характере тех требований, которые им будут предъявлены в профессиональной жизни, о том, что от них потребуются способность к саморазвитию, стремление к совершенству, умение работать в группе, наличие командного духа и способность к риску, что особо будут цениться чувство ответственности и личная дисциплина, инициативность и любознательность, творческий подход, профессионализм, чувство соперничества, умение «продать» себя на рынке труда (но не любой ценой).

В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу становится неизбежным закономерный процесс модернизации образования – приведение целей, ценностей, содержания, форм и методов образования в соответствие с изменившимися социально-экономическими реальностями. Эти реальности, требующие обязательного отражения в системе образования, таковы: ускорение и непредсказуемость экономического, в т.ч. технологического, развития; резкий прирост информационного поля и его постоянное обновление; жизнь в условиях множественности истины, плюрализма мнений и свободы выбора; превращение общества из моноэтнического в поликультурное и полиэтническое. Данные социально-экономические тенденции, являясь общемировым «вызовом времени» образованию, ставят перед последним общие для всех экономически развитых государств следующие задачи модернизации:

– переход от функционирования в рамках экономической системы к подготовке граждан;

– повышение степени гибкости образования, в том числе за счет более интенсивных контактов между различными дисциплинами;

– преимущественная ориентация на развитие таких качеств, как социальная и профессиональная мобильность, готовность к непрерывному самообразованию, терпимость и толерантность полов, социальных групп и народов, но при этом, и это хотелось бы подчеркнуть особо, ни в коем случае не за счет разрушения, отказа от нравственно-этических норм и ценностей, которые выстрадало человечество в процессе своего далеко не легкого и не бескровного развития;

– усиление практической направленности образования, его нацеленности на развитие ключевых интеллектуальных и социальных навыков и умений.

Порой бездумное стремление «слиться в экстазе» с демократическими ценностями (еще вопрос, насколько эти ценности реальны и являются ценностями на самом деле), быть как «там» приводит к разрушению исторически сложившейся (и здесь имеется в виду не только и не столько система образования в советский период) образовательной системы, а взамен не предлагается ничего, что могло сохранить и приумножить то великое наследие российского образования, значение которого признал весь мир. «Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, – заявил в 1957 году «отец» американской атомной подводной лодки адмирал Х. Риковер, – состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования». И как реакция на успехи СССР в прорывных областях современной науки и техники в США был принят Закон об образовании, призванный усилить, модернизировать образовательную систему Америки. Характерно и само название закона, принятого в США в 1958 году: «Закон об образовании в целях национальной обороны»1.(1)

Еще одна проблема – это рынок труда, где наличие и тем более сохранение работы больше не гарантируется. Именно рынок требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Единственной предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются на этапе среднего образования.

Выпускник современного учебного учреждения, который будет жить и трудиться в наступившем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней место; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственного внутреннего мира, своей нравственной позиции, интеллекта, культурного уровня.

Современная концепция функциональной грамотности предполагает, что каждый выпускник учебного учреждения должен:

– уверенно вести коммуникацию на родном языке, устную и письменную, в разных жизненных контекстах и ситуациях;

– уверенно знать минимум один иностранный язык, уметь вести на нем базовую устную и письменную коммуникацию;

– умело работать на компьютере;

– быть наученным базовым социальным обязанностям, а также своим гражданским правам и уметь их культурно отстаивать;

– приобрести и развить в учебном учреждении навыки общения, построения рассуждения, умение понимать собеседника, в том числе выражающего спорную позицию;

– приобрести знания, позволяющие делать экономические, социальные и политические выборы, понимать правительственные решения и то, как они влияют на него самого, местное сообщество, страну в целом;

– приобрести новый опыт самопознания, в том числе знания о здоровом образе жизни;

– иметь достаточные знания основ культуры и искусств, чтобы быть в состоянии оценить свое культурное и историческое наследие.

Изменения в вопросах управления компаниями, организации рабочих мест и появление новых технологий требуют воспитания нового типа сотрудников. Эти сотрудники теперь должны выходить из стен образовательного учреждения уже знающими специалистами, которые способны выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, а также на основе полученных в ходе подготовки знаний и профессиональных навыков и умений. В связи с изменением структуры коммерческих рынков, появлением Интернета и открытием границ многие рабочие могут теперь перемещаться в поисках работы по всему земному шару, а инновационные технологии могут появляться в любом государстве, а не только в высокоразвитых индустриальных державах.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Попков, В.А. Идеалы педагогики и антипедагогическая идеология: Российские парадоксы Болонского процесса / В.А. Попков, В.Д. Жирнов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 128 с.

2. Попова, О.А. Современная система образования: проблемы и пути их решения/ О.А. Попова  //"Образование и общество" научный, информационный аналитический журнал, 2014. – №12. – С.48-52.

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1821 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика