УДК 378.17:37.01
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
И.С. Евсеева, учитель английского языка,
МБОУ СОШ № 2, г. Ливны,
e-mail: iren280180@mail.ru
Успешность и эффективность работы современного педагога, в частности преподавателя отдельных дисциплин, напрямую зависит от того, насколько точно он видит конечный результат своей деятельности – социально и профессионально востребованного выпускника современного вуза. Эта задача особенно осложняется на современном этапе совершенно новой концепцией образования, ломкой привычного уже восприятия образовательно-воспитательного процесса, прежде всего самими педагогами. Не секрет, что зачастую педагогическая деятельность воспринимается весьма догматично и сводится до сих пор к процессу передачи знаний. Подобное восприятие существенно снижает эффективность современного образования, а главное – продукт этого образования – выпускника вуза. Реформирование образования – это с одной стороны поиск педагогами своего нового профессионального «Я», нащупывание верных путей реализации своих профессиональных возможностей; а с другой стороны – осознание конечного продукта своей деятельности.
Если в самых общих чертах говорить о конечном результате деятельности вузов - выпускниках, то это люди, обладающие не только конкретными профессиональными знаниями, но и прежде всего обладающие набором необходимых ключевых компетенций, способных к непрерывному образованию, самообразованию при необходимости переквалификации. Для этого современные студенты должны иметь возможность формироваться как социально и профессионально значимая личность, избавляться от барьеров и комплексов, тормозящих развитие необходимых качеств. Подобное становление невозможно без квалифицированного сопровождения учебного процесса. Это триединое сопровождение: социальное, психологическое и педагогическое.
Сопровождение в нашем понимании представляет собой целостную системно-организованную деятельность по созданию социальных, психологических и педагогических условий для успешного обучения и социально-психологического становления студента в микроклимате образовательной организации. Успех подобного сопровождения зависит от выработки единых целей для каждого субъекта образовательно-воспитательного процесса, от слаженности и синхронности работы этих субъектов. В частности, это совместная работа преподавателей, кураторов, психолога, администрации. И нельзя забывать, о том, что сам студент – равноправный субъект деятельности, который должен осознавать происходящие с ним процессы. Чем выше уровень осознания студентами своей роли в образовательном процессе, чем выше уровень их активности, тем эффективнее процессы обучения и воспитания, тем ближе поставленные цели.
Цель социально-психологического и педагогического сопровождения понятна из его определения. А конкретные задачи мы видим в следующем:
- предупреждение возникновения разного рода проблем в студенческой среде;
- содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации (преодоление учебных трудностей, возможности самореализации как студента и как личности, формирование эмоционально-волевой сферы, выстраивание отношений с другими субъектами учебного процесса и родителями);
- развитие психолого-педагогической компетентности субъектов учебного процесса.
Для реализации целей и задач возможны разные направления работы: разного рода мониторинги, индивидуальная и групповая диагностика и консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и т. д.
Всю комплексную работу по сопровождению учебного процесса условно можно поделить на два этапа: работа со студентами нового набора и работа со старшими курсами.
На первом этапе решаются, как правило, следующие задачи: определение уровня готовности первокурсников к условиям вуза (анкетирование, входящее тестирование и пр.), обеспечение адаптации к условиям вуза, формирование мотивации, самостоятельности, самоорганизации; развитие творческих способностей и др. На втором этапе реализуются следующие направления работы: поддержка интеграции в более сложные условия обучения, поддержка в самоопределении и саморазвитии, решение проблем социализации, работа по сохранению психофизического здоровья студентов и преподавателей, помощь в поддержании конструктивных отношений с другими участниками образовательного процесса, развитие творческого потенциала и индивидуальности и пр.
На первый взгляд может показаться, что главная работа ложится на плечи кураторов и психолога. Но это не так. Ключевая роль, на наш взгляд, отводится именно преподавателю, который формирует набор компетенций посредством преподаваемых дисциплин. Преподаватель формирует личность студентов с помощью подбора содержания материала, своего поведения вербального и невербального, своих личностных качеств, стиля преподавания и т. д. Идеальный вариант, когда преподаватель руководствуется научной базой педагогики, психологии, методики и прочих сфер научного познания, а не довольствуется случайными успехами. Следует подчеркнуть ещё раз, что педагог должен видеть желаемый результат и исходя из этого формировать свой комплекс инструментов (подход, методы, приёмы, технологии или их элементы).
В процессе сопровождения очень важно взаимообогащение информацией всех участников процесса. Одной из удачных форм подобного обмена информацией являются медико-психолого-педагогические консилиумы. Психологи получают информацию об особенностях образовательной программы, педагоги – психологические истоки процессов, весьма необходимы медицинские показания по работе с контингентом.
Успешность и эффективность процесса обучения и его сопровождения зависит ещё и от материально-технических возможностей конкретного вуза. Однако это не должно препятствовать успешной реализации поставленных задач. Весьма удачно, на наш взгляд, звучит следующее профессиональное кредо: "Делай то, что умеешь, там, где живешь, с помощью того, что имеешь"! Важно не только уметь вносить новизну, но необходимо уметь адаптировать процессы к реальным условиям.
В заключении хотелось бы отметить ещё один немаловажный момент. В основе любой деятельности должны быть заложены определённые принципы. Считаем важным для сопровождения учебного процесса следующие принципы: объективности, научности, информированности, оптимизации деятельности, направленности системы обучения и воспитания на сохранение психического здоровья участников учебного процесса, соблюдения прав человека.
|