Воскресенье, 05.05.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Проблемы разработки и внедрения профессионального модуля как основы профессиональной подготовки будущего специалиста

УДК37.018.4-377

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Л.В. Минкина, преподаватель спецдисциплин,

Мценскийфилиал Госуниверситета-УНПК, г. Мценск,

e-mail: minkina.lv@yandex.ru

 

Особенность современного мира состоит в том, что он меняется всё болеебыстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.  Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения «добывать» эти  знания становятся сегодня всё более востребованными. Качество образования определяется его функциональностью,способностью выпускников применять свои знания при решении практических проблем,  делая будущего специалиста конкурентоспособным на рынке труда.

Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности. Это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний.

Стандарты предыдущего поколения для среднего профессионального образования подразумевали формирование у студентов определенных знаний, умений и навыков. Сегодня эти понятия дополняются формированием у студентов компетенций, т.е.  способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.Также будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста, использовать информационно-коммуникационные технологии, и многое другое. Компетенции необходимо закладывать с первого дня, и дальше преподаватели смотрят за их формированием, а значит, должен быть совершенно иной подход к контролю качества образования. Введение нового образовательного стандарта изменило роль преподавателя в образовательном процессе. Он сейчас не просто лектор, а скорее старший товарищ, который направляет процесс обучения студента. Изменение роли преподавателя, вызвало у многих преподавателей, особенно старшего поколения, определенные проблемы. Преподаватели, имевшие опыт работы в высших учебных заведениях, столкнулись, работая в системе СПО с проблемой неполного усвоения материала со стороны обучающихся. Контроль над качеством образования должен осуществляться на каждой его ступени, а значит, необходимо говорить о переходе учебных заведений на совершенно новый уровень подготовки специалистов.

Несмотря на определенные  положительные моменты новых государственных образовательных стандартов, есть и проблемы, связанные с их применением в конкретных образовательных учреждениях.

  Для учреждения среднего профессионального образования переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы практик и стажировок для формирования опыта практической деятельности, использования технологий обучения, позволяющих сформировать у студентов требуемый уровень знаний и умений как важнейших составляющих формируемых компетенций, а также создание принципиально измененного диагностического материала, контрольно-оценочных средств.

Основной проблемой, с которой сталкивается учебное заведение СПО при реализации стандартов третьего поколения, это новая структурная единица – профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала.

Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Следующий вопрос, возникающий при внедрении стандарта – это формирование у студентов при освоении одного из модуля общих компетенций, которые могут быть получены в результате изучения полного курса или он обнаружится только в процессе профессиональной деятельности (как отдаленный результат).

Поэтому нужно определить, какую степень сформированности компетенции можно ожидать на том или другом этапе, выделить критерий оценки и сопоставить с содержанием модуля.

Переход от оценки знаний к оценке компетенций студентов приводит нас к формированию новой контрольно-оценочной системы, созданию фондов оценочных средств, разработке технологичных и независимых процедур оценивания.

Главные вопросы оценивания результатов освоения профессиональных модулей, которые ставятсяперед преподавателями:

– как сделать оценивание объективным и адекватным?

– что мы хотим оценить и почему?

– по каким критериям должна происходить оценка?

Контрольно (компетентностно) – оценочные средства оценивают уровень квалификации. Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям  выносится квалифицированными экспертами.

Сравнительная характеристика КИМов и КОСов представлена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика КИМов и КОСов

Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения, навыки

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет – незачет

Освоено – не освоено

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК

Аттестация по профессиональному модулю.

Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

 

Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоения знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдение, экспертиза, продукты профессиональной деятельности, защита учебных портфолио и др.).

Необходимо развивать проявление интереса к профессии, которая «прививается» в результате участия студентов в научно–практических конференциях, в профессиональных конкурсах, экскурсиях на базовые предприятия. Так, например, студенты  Мценского филиала, обучающиеся по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» имеют возможность проходить практику в лабораториях  на предприятиях и учреждениях города: ОАО «Мценский завод «Коммаш», МУП «Водоканал», филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Орловской обл. в г.Мценске» и др., что дает большую возможность освоить профессиональные и общекультурные компетенции.

  Другой проблемой становится потребность в универсальности знаний, необходимость перехода от узкоспециальных знаний к обширной компетентностной базе самого преподавателя. Безусловно, для решения данного вопроса можно использовать курсовую подготовку и переподготовку, получение дополнительного образования, самообразование. Но более эффективным решением, на наш взгляд, является стажировка у коллег по конкретному профессиональному модулю, которая даст возможность получить необходимый объем знаний, овладеть базовым понятийным аппаратом, а самое главное – достичь взаимопонимания.

Внедрениепрофессиональных  модулей в ФГОС призвано объединить организационные,содержательные,  методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекс.  Все это требует большого количества усилий со стороны преподавателя, но, вместе с тем, должно оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки учащихся средних учебных заведений.

Принятие новых стандартов, отличающихся от стандартов предыдущего поколения и структурно, и содержательно, и основанием, концепцией – компетентностным подходом, неизбежно будут вызывать различного рода проблемы при реализации в учебных планах СПО, потребуют реструктуризации учебного процесса на принципиально иной методической основе.Будет ли эффективной  реализация новых стандартов - покажет время.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бронштейн, M.E., Туктарова, Л.Р., Фридман, Г.М. Из опыта внедрения ФГОС СПО III-го поколения в учебный процесс // Проблемы качества образования. Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции 21 мая – 28 мая 2012 г. – Уфа-Москва. – 2012. – С. 300-302.
  2. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ, ориентированных на ФГОС третьего поколения/ Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш. и др.//– М.: Изд-во МГУ, 2007. – 96 с.

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1647 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика