Воскресенье, 05.05.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности куратора студенческой группы

УДК 37.013

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Л.А. Коссова, преподаватель высшей категории,

Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,

e-mail: ryjgjxrf13@mail.ru

 

Одной из главных целей происходящих реформ в сфере профессионального образования является обеспечение роста качества образования.

Роль куратора в воспитательно-образовательном процессе и повышении его качества можно рассматривать с различных позиций.

  • содержательно-целевой;
  • организационно-педагогической;
  • психолого-педагогической;
  • технологической.

В рамках содержательно-целевого аспекта формируются мотивы борьбы за знания, понимание ценности высшего образования. Задача куратора — возбудить в студентах дух товарищеской соревновательности, группового, командного лидерства в учении.

Организационно-педагогический аспект касается создания информационно-коммуникационной (ИК) системы, объединяющей субъектов целевых аудиторий.

Субъекты ИК-системы образуют целевые аудитории, к которым относятся: студенты и их родители, преподаватели, кураторы, работники деканата, руководство профилирующих кафедр, факультетов, вуза, внешние пользователи.

Задача куратора — наладить надежные каналы связи с субъектами целевых аудиторий и поддерживать их в актуальном состоянии.

Психолого-педагогический аспект связан с функционированием собственно воспитательной подсистемы.

Задача куратора заключается в формировании нравственного здоровья молодежи, смыслоопределяющих жизненных ценностей.

Однако нельзя рассматривать деятельность куратора по решению вышеозначенных задач вне взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства вуза.

Технологический аспект состоит в привлечении в сферу кураторской деятельности ИК-технологий. Это как раз то, что должно стать технологической основой на всех уровнях коммуникационного взаимодействия субъектов целевых аудиторий и существенно повысить эффективность работы куратора.

Предлагаю использовать ИК-технологии по следующим направлениям:

  • организация площадки для периодического виртуального общения с внешними целевыми аудиториями по принципу «дня открытых дверей»;
  • организация постоянно действующего канала электронной почты для решения среднесрочных вопросов с активом группы и индивидуальных проблем студентов;
  • формирование информационного банка данных о кураторской группе посредством доступа к базе данных факультета;
  • привлечение аппарата электронных таблиц для статистической обработки численных данных о жизнедеятельности кураторской группы;
  • использование специализированного программного обеспечения (СПО) для организации текущего оперативного учета учебных достижений студентов.

Канал связи куратора со студенческой группой служит для выявления проблем студенческой группы и организации управляющих воздействий. Здесь также требуется использование оперативных форм взаимодействия. В качестве локального варианта можно создать  кураторскую электронную почту для решения среднесрочных вопросов.

В связи с вышеизложенным перед руководством деканата при непосредственном участии куратора встает масштабная задача организации эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Не секрет, что отсутствие или недостаточность контроля воспитательно-образовательного процесса со стороны семьи, куратора, профилирующей кафедры, деканата порождают легковесное отношение студентов к учению, безответственность и, как крайний случай, потерю жизненных ориентиров. Существует проблема полноценного коммуникативного включения всех субъектов в микро и макро-информационные отношения в рамках открытого информационного пространства вуза. ИК-система вуза должна предоставлять дополнительные сервисы для своих целевых аудиторий. В частности, актуальным является виртуальное общение преподавателей, студентов, кураторов, родителей студентов.

Предлагается аккумулировать оперативные данные в информационной системе «Деканат», чтобы каждый преподаватель имел возможность быстро и технологически просто передать информацию в систему, а куратор -получить.

С другой стороны мы имеем дело с представителями внешней целевой аудитории – родителями студента, информационные потребности которых могут быть удовлетворены посредством виртуального общения.

Решением этой проблемы на общеуниверситетском уровне видится развитие открытого образовательного пространства в сторону расширения сервисов информационных услуг.

Данный подход к организации информационного пространства факультета и вуза в целом позволит на практике не формально реализовать такие принципы работы куратора, как:

  • комплексность, т.е. совместное решение воспитательно-образовательных задач усилиями всех субъектов целевых аудиторий;
  • непрерывность, т.е. постоянное присутствие контролирующих элементов;
  • системность, т.е. упорядоченность множества взаимосвязанных организационных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.

Есть и еще один положительный момент от внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательную деятельность куратора. Применение технических устройств и программного обеспечения для обработки информации повышает не только компьютерную грамотность куратора-преподавателя, но и определяет в целом функциональный компонент его информационной культуры.

Рассмотренные выше ИК-технологии особенно важны на младших курсах, поскольку позволяет бывшим абитуриентам легче и быстрее освоиться в новых для них условиях университета. Однако обязательным условием реализации технологий является гуманизация взаимодействия куратора и студента с целью оказания ему помощи в преодолении различных затруднений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко, В.А. Организация кураторской деятельности в Томском политехническом университете/ В.А. Бутенко, О.А. Никифорова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2013. - №2. – С. 12-15.

2. Иванова, В.С. Кураторству должно учиться/ В.С. Иванова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2012. - №1. – С. 13-14.

3.  Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2012. - №10. – С. 90-94.

4.  Шаипова, А.Я. Ролевая деятельность куратора студенческой группы / А.Я. Шаипова // Высшее образование сегодня. – 2011. - №8. – С. 88-91. – Библиогр.: с.91.

 

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1177 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика