УДК 37.013
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Л.А. Коссова, преподаватель высшей категории,
Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,
e-mail: ryjgjxrf13@mail.ru
Одной из главных целей происходящих реформ в сфере профессионального образования является обеспечение роста качества образования.
Роль куратора в воспитательно-образовательном процессе и повышении его качества можно рассматривать с различных позиций.
- содержательно-целевой;
- организационно-педагогической;
- психолого-педагогической;
- технологической.
В рамках содержательно-целевого аспекта формируются мотивы борьбы за знания, понимание ценности высшего образования. Задача куратора — возбудить в студентах дух товарищеской соревновательности, группового, командного лидерства в учении.
Организационно-педагогический аспект касается создания информационно-коммуникационной (ИК) системы, объединяющей субъектов целевых аудиторий.
Субъекты ИК-системы образуют целевые аудитории, к которым относятся: студенты и их родители, преподаватели, кураторы, работники деканата, руководство профилирующих кафедр, факультетов, вуза, внешние пользователи.
Задача куратора — наладить надежные каналы связи с субъектами целевых аудиторий и поддерживать их в актуальном состоянии.
Психолого-педагогический аспект связан с функционированием собственно воспитательной подсистемы.
Задача куратора заключается в формировании нравственного здоровья молодежи, смыслоопределяющих жизненных ценностей.
Однако нельзя рассматривать деятельность куратора по решению вышеозначенных задач вне взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства вуза.
Технологический аспект состоит в привлечении в сферу кураторской деятельности ИК-технологий. Это как раз то, что должно стать технологической основой на всех уровнях коммуникационного взаимодействия субъектов целевых аудиторий и существенно повысить эффективность работы куратора.
Предлагаю использовать ИК-технологии по следующим направлениям:
- организация площадки для периодического виртуального общения с внешними целевыми аудиториями по принципу «дня открытых дверей»;
- организация постоянно действующего канала электронной почты для решения среднесрочных вопросов с активом группы и индивидуальных проблем студентов;
- формирование информационного банка данных о кураторской группе посредством доступа к базе данных факультета;
- привлечение аппарата электронных таблиц для статистической обработки численных данных о жизнедеятельности кураторской группы;
- использование специализированного программного обеспечения (СПО) для организации текущего оперативного учета учебных достижений студентов.
Канал связи куратора со студенческой группой служит для выявления проблем студенческой группы и организации управляющих воздействий. Здесь также требуется использование оперативных форм взаимодействия. В качестве локального варианта можно создать кураторскую электронную почту для решения среднесрочных вопросов.
В связи с вышеизложенным перед руководством деканата при непосредственном участии куратора встает масштабная задача организации эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Не секрет, что отсутствие или недостаточность контроля воспитательно-образовательного процесса со стороны семьи, куратора, профилирующей кафедры, деканата порождают легковесное отношение студентов к учению, безответственность и, как крайний случай, потерю жизненных ориентиров. Существует проблема полноценного коммуникативного включения всех субъектов в микро и макро-информационные отношения в рамках открытого информационного пространства вуза. ИК-система вуза должна предоставлять дополнительные сервисы для своих целевых аудиторий. В частности, актуальным является виртуальное общение преподавателей, студентов, кураторов, родителей студентов.
Предлагается аккумулировать оперативные данные в информационной системе «Деканат», чтобы каждый преподаватель имел возможность быстро и технологически просто передать информацию в систему, а куратор -получить.
С другой стороны мы имеем дело с представителями внешней целевой аудитории – родителями студента, информационные потребности которых могут быть удовлетворены посредством виртуального общения.
Решением этой проблемы на общеуниверситетском уровне видится развитие открытого образовательного пространства в сторону расширения сервисов информационных услуг.
Данный подход к организации информационного пространства факультета и вуза в целом позволит на практике не формально реализовать такие принципы работы куратора, как:
- комплексность, т.е. совместное решение воспитательно-образовательных задач усилиями всех субъектов целевых аудиторий;
- непрерывность, т.е. постоянное присутствие контролирующих элементов;
- системность, т.е. упорядоченность множества взаимосвязанных организационных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
Есть и еще один положительный момент от внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательную деятельность куратора. Применение технических устройств и программного обеспечения для обработки информации повышает не только компьютерную грамотность куратора-преподавателя, но и определяет в целом функциональный компонент его информационной культуры.
Рассмотренные выше ИК-технологии особенно важны на младших курсах, поскольку позволяет бывшим абитуриентам легче и быстрее освоиться в новых для них условиях университета. Однако обязательным условием реализации технологий является гуманизация взаимодействия куратора и студента с целью оказания ему помощи в преодолении различных затруднений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко, В.А. Организация кураторской деятельности в Томском политехническом университете/ В.А. Бутенко, О.А. Никифорова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2013. - №2. – С. 12-15.
2. Иванова, В.С. Кураторству должно учиться/ В.С. Иванова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2012. - №1. – С. 13-14.
3. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2012. - №10. – С. 90-94.
4. Шаипова, А.Я. Ролевая деятельность куратора студенческой группы / А.Я. Шаипова // Высшее образование сегодня. – 2011. - №8. – С. 88-91. – Библиогр.: с.91.
|