Воскресенье, 19.05.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Обучение иностранным языкам с использованием мультимедийных технологий

УДК 378.147

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.А. Аношина, преподаватель, Е.А. Лаврушина, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Глобализация процесса интеллектуализации мира, стремительное развитие информационных технологий способствуют существенному изменению форм и содержания образования.

Актуальной задачей современной высшей школы является реализация компетентностного подхода в образовании и формирование ключевых компетентностей. Во всех направлениях реализации новой парадигмы высшего образования исключительно важная роль отводится языку - как родному, так и иностранному. Необходимость усиления языковой составляющей вузовского образования диктуется, прежде всего, процессами глобализации в целом, и ее лингвистическим аспектом в частности. В дополнение к традиционному общению в областях науки, образования, торговли, профессиональных контактов, дипломатии добавились сферы общения во Всемирной компьютерной паутине - Internet.

Важным условием реализации компетентностного подхода является формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Иноязычная компетенция определяет:

  • способность и готовность обучающихся к осуществлению профессионального общения на иностранном языке,
  • сформированность коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо),
  • наличие фонетических, грамматических и лексических навыков и умение оперирования ими.

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам позволяет превратить современного студента из пассивного элемента образовательной системы в активного участника образовательного процесса, где он учится формировать свое мировоззрение, постигая накопленный человечеством опыт с помощью традиционных источников информации и новых технологий, а преподаватель выступает в роли советника, помощника, оппонента и консультанта. Именно такой подход позволяет обучающемуся не только получить некий объем знаний, но и обучает его самому главному - умению самостоятельно мыслить и самостоятельно приобретать знания.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать по аналогии проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  • при освоении современной техники и технологии;
  • во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  • в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;
  • при выборе специализации в своей профессиональной деятельности,
  • оценке своего уровня подготовленности, в умении ориентироваться на рынке труда;
  • при необходимости разрешать собственные проблемы - жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов и т.д.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузах заключается в формировании всесторонне развитой личности обучающегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения, позволяющей ему быть равным партнером межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

При современном многообразии методов обучения иностранным языкам возникает проблема выбора наиболее эффективных технологий и перспектив решения задач формирования иноязычной компетенции. В отечественной высшей школе в настоящее время наблюдается процесс активного внедрения в образовательный процесс в качестве дидактического средства обучения мультимедийных технологий. Они представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обуславливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном).

Характерной особенностью мультимедийных технологий по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов, которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

Благодаря одновременному воздействию на студентов аудиальной (звуковой) и визуальной (статической и динамической) информации мультимедийные обучающие системы обладают большим эмоциональным зарядом, способствуют развитию креативного потенциала обучающихся, созданию разнообразных и действенных форм и методов обучения.

Применение мультимедийных технологий на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудировнием.

Внедрение современных технологий, Интернет-ресурсов в учебный процесс позволяет преподавателю в полной мере решать поставленные перед ним задачи: улучшить качество учебного материала, разнообразить формы и методы работы с обучающимися, усилить образовательные эффекты за счёт дополнительных дидактических возможностей.

Для студентов мультимедийные технологии являются способом, при помощи которого они расширяют свои представления об окружающем мире. Использование мультимедийных технологий обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемых явлениях и объектах. Это повышает качество обучения, позволяет удовлетворять и развивать познавательные интересы студентов, повышает наглядность обучения, позволяя использовать тяжело доступный материал или тот, который нельзя использовать без компьютера. Работа студентов становится более интенсивной, что позволяет повысить темп изучения учебного материала и увеличить объем самостоятельной работы на занятиях и после них.

Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе способствует формированию визуального мышления обучающихся в ходе учебной деятельности благодаря техническим возможностям компьютера и сочетанию различных форм представления информации. Поэтому мультимедийные презентационные технологии являются одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Электронные презентации позволяют значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствуют увеличению выразительности излагаемого материала. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы обучающихся с подобного рода ресурсами.

Учебный материал в электронной презентации излагается в краткой форме. Такое представление эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков, а также в презентацию могут быть интегрированы анимация, видеовставки, аудиофрагменты и т.д. При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения. Информационное обеспечение презентации можно организовать в виде гипертекстовой системы. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации. Дизайн презентаций оказывает влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей.

Разработка студентами собственных мультимедийных проектов позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий. Использование мультимедийных проектов на занятиях способствует высокой мотивации изучения иностранного языка, что повышает качество обучения иностранному языку, активизирует познавательную деятельность обучающихся, раскрывает практическую значимость изучаемого материала. Мультимедийные технологии способствую раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без преподавателя, поскольку эти технологии - только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей на основе глубокого изучения всех возможностей.

Мультимедийные технологии все увереннее завоевывают обучающее пространство и, если еще совсем недавно они в методическом контексте включали в себя учебники с текстами и картинками, аудиокассеты и видеоматериалы, то сегодня это главным образом компьютер, как синтезатор всех существующих средств, форм и методов представления информации в одном устройстве. Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не цифровой педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснощекова, Г.А. Мультимедийные средства оптимизации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах [Текст] // Иностранные языки в школе – 2013. - №6. – С. 2-6.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2010. – 224 с.

3. Денисова, Ж.А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием [Текст] // Иностранные языки в школе – 2008. - №3. – С. 20-27.

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 757 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика