Воскресенье, 05.05.2024, 12:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Образовательные технологии в системе «школа-ВУЗ-производство»

УДК 378.2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО»

С.В. Киселева,ст. преподаватель кафедры технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,

e-mail: kiselev_sergey60@mail.ru

 

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Внедрение новых форм организации научно-исследовательской и проектно-технологической деятельности молодежи на основе формирования преемственности педагогической системы проектно- технологического типа, в условиях интеграции образовательного процесса в системе «школа – вуз – наука – производство».

В течение последних пяти лет в работу научных объединений кафедры технологии машиностроения постоянно привлекаются школьники выпускных классов. Для эффективного вовлечения молодых людей в сферу инженерного творчества с учетом формального и неформального обучения; поддержки интеллектуального творчества молодежи и школьников.

В реализации принципа политехнизма, усиления связи обучения с производством большую роль играют экскурсии, в тесном взаимодействии с предприятиями города, отделом народного образования, преподаватели кафедры проводят профессиографические экскурсии для студентов и школьников. Объекты экскурсий тщательно подбираются, так как наблюдаемые в процессе экскурсии явления, установки, механизмы, технологические процессы должны быть связаны с изучаемым материалом.

Для современного учебного процесса характерно также применение некоторых новых приемов обучения, таких, как создание проблемных ситуаций, организация самостоятельных- исследований учащихся, программированное обучение.

Исследовательский метод может быть использован при соответствующем уровне знаний и развития учащихся. В 7 классе, например, после изучения понятий сила тока, электрическое напряжение и электрическое сопротивление учащимся можно предложить провести исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Зная сущность этих понятий, ученик может выдвинуть, гипотезу о характере зависимости, обосновать ее с точки зрения электронной теории и проверить экспериментально, то есть провести именно исследование, подобное научному. В связи с возникшими в современных условиях качественно новыми требованиями к будущим специалистам - профессиональной мобильности, то есть способности быстро осваивать новые знания, и даже новые специальности, позволяет формировать такие качества личности как стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией.

 

Рисунок 1 – Экскурсии в лаборатории ОАО «ГМС Ливгидромаш»

 

Учитывая тенденции снижения интереса к физике у учащихся общеобразовательных школ, было проведено методическое объединение с учителями физики, на котором было принято решение разработать ряд мероприятий по вовлечению школьников в творческие проекты.

Одним из направлений работы было выбрано вовлечение школьников в работы научных объединений кафедры. В связи с этим пришлось несколько изменить планы работы научных объединений, так как основной тематикой работ стала техническая физика.

Применение в школьном курсе физики эксперимента и моделирования как методов учебного познания являются одними из основных задач школьного физического образования, поскольку способствуют становлению правильных представлений о современной научной картине мира, формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления, а также позволяют учащимся проводить на своём уровне научные исследования явлений, процессов, объектов.

 

Рисунок 2 – В ходе подготовки и проведения эксперимента

К работе каждого научного объединения были привлечены 3-4 школьника 8-11 классов и учителя физики общеобразовательных школ города.

Тематика научных работ приближена к темам, изучаемым по физике для каждой группы, в зависимости от тем, изучаемых в данный момент в рамках школьной программы.

В текущем году проведены работы по следующей тематике: «Исследование влияния параметров импульсов на качество поверхностей», «Электроимпульсная обработка», «Исследование свойств капельной модели жидкости», «Применение фотоэлектрического спектрального метода определения массовой доли элементов при определении химического состава и марки стали», «Создание комплекта эталонных образцов для экспресс-определения содержания углерода и легирующих элементов в сталях», «Изменение физических свойств металлов в результате термической обработки» и другие. Эти работы представляют собой небольшие исследования, проведение которых требует знания целого раздела или темы учебного предмета.

Эксперименты по данным работам проводились совместно преподавателями, студентами, школьниками, ведущими специалистами предприятий на базе Ливенского филиала Госуниверситета–УНПК с использованием лабораторно–технической базы промышленных предприятий и филиала.

Основная цель, которую мы преследовали в данной работе – это разрушить стереотипы, показать практическое значение физики в жизни и производстве, дать детям почувствовать себя сотрудниками большого коллектива, сформировать позитивное и устойчивое отношение к специальностям технического профиля.

Все работы, выполненные в рамках данных объединений, были представлены на региональной научно-практической конференции им. А.Г. Шипунова. В конференции приняли участие дочь и коллеги А.Г. Шипунова, ведущие специалисты и ученые КБ Приборостроения г. Тула. По окончании работы конференции Татьяна Аркадьевна вручила всем участникам дипломы и отметила высокий уровень подготовки и представления работ, а также сказала, что подобный опыт совместной работы необходимо продолжать и развивать, актуальность поставленных целей и решаемых проблем, говорит о серьезном отношении и со стороны учащихся, и со стороны их наставников, неравнодушных и увлеченных людей.

Таким образом, в свете системного подхода и практики речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Очевидно, что должны стать постоянными творческие конкурсы для молодых и не только в сфере культуры и спорта, но и в сфере технического творчества и научной деятельности. Это и воспитание на примерах реальных героев нашего времени, на примерах наших знаменитых земляков, необходимо приучать молодое поколение чтить традиции предыдущих поколений.

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 617 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика