УДК 378.2
КРУЖОК «ЮНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬ» – КАК ОДНО ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»
А.Л. Миронова, зав. кафедрой технологии машиностроения,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,
e-mail: mironova2001@yandex.ru
Процессы, происходящие на промышленных предприятиях, не могут не оказывать влияние на общекультурную и демографическую ситуацию в малых городах. Падение промышленного производства, наблюдавшееся в течение достаточно длительного периода времени, привело, в том числе и к тому, что мотивация к получению достойного образования была снижена у молодежи, в связи с проблемами трудоустройства, получения достойной зарплаты и интересной, творческой работы. Появились тенденции к оттоку трудоспособного населения в более крупные города.
В настоящее время просматриваются тенденции роста производства, и нехватки квалифицированных специалистов в городе Ливны. Задача ВУЗа видится, как механизм формирования культурно - образовательной среды нашего города. Учебные заведения в наше время должны нести не только образовательную, но и просветительскую функции. Институты образования, в особенности высшая школа, обладают мощнейшим ресурсом, который позволяет обеспечить условия для становления полноценной личности.
Тесного взаимодействия учебных заведений и предприятий в плане подготовки квалифицированного персонала недостаточно, так как в этой цепочке необходимо учитывать самое главное звено - молодежь. Как заинтересовать молодого человека получить образование, не по принципу «престижности» причем ничем не подкрепленной, а исходя из требований сегодняшнего, а лучше завтрашнего дня?
В создавшейся ситуации назрела необходимость популяризации технического образования, а также профессий связанных с техникой и технологией. Причем данная проблема является общей как для работодателей, так и для региональных учебных заведений. Ведь основная проблема уже не оснащенность, учебного процесса, предприятия охотно предоставляют современнейшее оборудование для проведения лабораторных и практических занятий, так как они сами в этом заинтересованы. Актуальной становится новая проблема – нежелание молодежи получать данные профессии. Нельзя сказать, что школы не заинтересованы в сотрудничестве, в конечном итоге демографическая ситуация в малых городах ударит и по школьному контингенту.
Как одно из направлений решения данной задачи, популяризация среди школьников, начиная с начальных классов, участия во всевозможных творческих проектах, в техническом и народном творчестве. И как основная составляющая этих занятий, это поощрение данных увлечений. Широкая демонстрация своих возможностей побуждает творческие личности к их дальнейшему развитию.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.
Таким образом, в свете системного подхода и практики речь должна идти о создании единого воспитательно - педагогического социокультурного пространства. Очевидно, что должны стать постоянными творческие конкурсы для молодых и не только в сфере культуры и спорта, но и в сфере технического творчества и научной деятельности. Это и воспитание на примерах реальных героев нашего времени, на примерах наших знаменитых земляков, необходимо приучать молодое поколение чтить традиции предыдущих поколений.
В качестве пилотного проекта с января 2014 года действует кружок технического творчества школьников «Юный машиностроитель», основанный на базе ОАО «ГМС–Насосы»; МБОУ «Гимназия» г.Ливны и Ливенского филиала Госуниверситета–УНПК – как одна из форм организации научной деятельности и технического творчества школьников и студенческой молодежи, направленная на формирование навыков научно исследовательской и творческо-технической деятельности у студентов и школьников во время, выделенное для самостоятельной работы.
Рисунок 1 – На занятиях кружка «Юный машиностроитель»
Основной функцией кружка является организация внеучебной деятельности студентов и школьников, выражающаяся в их привлечении к научной работе и техническому творчеству, профессиональной ориентации технической направленности, содействии в выборе научного направления, проведении занятий, теоретического и практического характера, проведение экспериментов, участия в студенческих и иных конференциях, конкурсах, выставках и т.д.
Кружок функционирует с целью повышения качества профессиональной подготовки и воспитания трудовых навыков у учащихся, привлечения учащихся и студентов к творческой работе.
Задачи кружка «Юный машиностроитель»:
– углубление знаний по предмету и профессии;
– развитие технического творчества;
– воспитание интереса к изобретательству.
Рисунок 2 – Занятие кружка, проводимое в учебно–производственных мастерских Ливенского филиала
Функции кружка:
– создает условия для самосовершенствования и развития творческого потенциала школьников и студентов;
– прививает любовь к рабочим специальностям;
– формирует интерес к экспонатам, макетам, моделям, выставкам технического творчества.
Рисунок 3 – Во время очередного занятия кружка
Кружок создан на добровольной основе. Инициаторами создания кружка выступают профессорско–преподавательский состав кафедры технологии машиностроения, совместно с учителями школ и инженерно–техническими работниками предприятия.
Именно такие мероприятия дают школьникам возможность почувствовать себя нужными и значимыми в своем городе, это делает их патриотами своей малой родины, дают им импульс для дальнейшего развития, формируют ценностные приоритеты. |