Воскресенье, 05.05.2024, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Компетентностно-ориентированная модель образования в условиях реализации ФГОС нового поколения

УДК 371.321.4

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Е.В. Маркова, учитель высшей категории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»,

Брянская обл., г. Карачев,

e-mail: e.markova2015@yandex.ru

 

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которых – формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. В 2011-2012 учебном году начался переход на обучение по ФГОС НОО в начальной школе [1], а с 2014-2015 учебного года федеральные государственные образовательные стандарты пришли и в основную школу: началось обучение по ФГОС учащихся пятых классов [2]. К 2020 году произойдёт обязательный переход старшей школы на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Кроме того, уже в текущем учебном году общеобразовательные учреждения по мере готовности могут переходить на новый стандарт старшей школы [3].

Принципиальное отличие ФГОС нового поколения от стандартов традиционной системы образования в том, что они формируются на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечают на запросы конкретных потребителей образовательных услуг, в роли которых выступают учреждения профессионального образования. Это в значительной степени влияет на содержание образования, объём учебной нагрузки учащихся, профессиональную культуру учителя.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход. При разработке стандартов был полностью учтён происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Её результат – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями; воспитание на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями [4]. Это означает, что компетенции предполагают наличие определённого опыта в решении задач, возникающих в процессе обучения, в социальной среде, а позднее – и в решении профессиональных задач. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Однако для общеобразовательных школ переход к компетентностно-ориентированной модели образования является достаточно проблематичным. Потребность в данном переходе зачастую выглядит для школ как навязанная, а не как итог внутренней логики развития [5]. В этом случае школа нуждается во внешней помощи, в том числе – со стороны высших учебных заведений. Возможность успешного сотрудничества вузов и школ обосновано, в первую очередь, тем, что качество выпускника школы – это результат работы школы, и вместе с тем – начальный этап работы высшего учебного заведения. Таким образом, развитие компетенций выпускника общеобразовательной школы является общей задачей школы и вуза.

Какие же качества необходимы современному выпускнику? На этот счёт существуют разные мнения. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,  другие – о воспитанности, третьи – о развитии интеллектуальных и творческих сил, умении учиться, формировании способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым, найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии [6]. Способность человека к реализации в социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, – считал А. Дистервег, – должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» [7].

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.

Заинтересованность всех сторон в высоком уровне выпускника является общей и делает школу и вуз союзниками в решении этих проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему. Ключом к решению этой проблемы и является компетентностный подход. Именно формирование ключевых компетенций ученика в рамках учебных дисциплин в школе позволит повысить конкурентоспособность выпускника при поступлении в высшие учебные заведения и в дальнейшем, на рынке труда [8].

Нельзя сводить компетенции к узкому набору знаний, навыков и умений. Не сводятся они и к только узкопрофессиональным компетенциям.

Всё большее значение приобретают гуманитарные компетенции, которые  оказывают колоссальное влияние на процесс формирования и узкоспециальных компетенций, и на весь ход обучения и, в конечном на счете, на качество выпускника вуза. Гуманитарные компетенции  включают в себя компетенции социального плана (социальная, ценностная, поликультурная коммуникативность), информационного плана (аналитические компетенции, работа с информацией), коммуникативного плана (проектные, работа в команде), компетенции самосовершенствования (внутренняя рефлексия, способность к самостоятельной работе, самообразование).

Удачной демонстрацией уровня достижений выпускника в приобретении гуманитарных компетенций может стать его портфолио – собрание личных достижений ученика, кото­рое формируется лично учащимся и реально показывает его уровень подготов­ленности и активности в различных учебных и внеучебных видах дея­тельности в школе и за ее пределами [9]. Портфолио является гибкой, развивающейся образовательной технологией, отвечает разнообразным запросам современной жизни: запросу высшего учебного заведения по отношению к системе образо­вания в целом; системы мониторинга достижений школьников, доку­ментирующей результаты, полученные ими в рамках обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты и др.), и позво­ляющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных эта­пов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, по­скольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и университетом, учебными за­ведениями и профессиональными сообществами.

Портфолио состоит из следую­щих разделов:

1 Общие данные личности: титульный лист портфолио, самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору ученика), эссе (рассказ о себе), карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры.

2 Показательное портфолио (портфолио достижений): оформленный бланк «Перечень моих достижений»; лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом: исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.; грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности; результаты эксперимента; копия аттестата; характеристика по завершению основной, средней (полной) школы; вырезки, копии публицистических статей из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий; видеоматериалы (телепередачи), демонстрирующие высокую результативность работы ученика; демонстрация знаний иностранных языков; свидетельства и удостоверения; информация, подтверждающая личную учебную инициативу и самостоятельность работы учащегося старшей школы: курсы, тренинги, трудовой опыт; проекты, практики, исследования; карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры; итоговая ведомость образовательного рейтинга (для выпускников).

3 Рабочее портфолио (портфолио процесса и развития): коллекция работ, которая демонстрирует прогресс (продвижение) учащегося в какой-либо сфере, в том числе планы и черновики; аудио-, видеозаписи; фотографии; электронные версии работ; результаты практической деятельности; результаты экзаменов, школьного мониторинга, независимого тестирования; информация об общественно-полезной деятельности (на всех уровнях); оформленные листы-бланки: «Творческие исследовательские и другие работы»; «Зачётный лист посещенных элективных курсов»; «Посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования»; сведения о награждении и поощрении; список изученных литературных текстов (художественных произведений); индивидуальный учебный план учащегося.

4 Портфолио отзывов и рекомендаций: дневники самонаблюдения; отзывы; рецензии с приложением работ; рекомендательные письма; письма поддержки;  самоанализ планов и интересов на начало учебного года; самоанализ результатов по итогам учебного года; различные формы самоотчёта и самооценки.

5 Портфолио специальных документов: выписка из портфолио.

Таким образом, портфолио позволяет вести отслеживание, учёт, оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышает образовательную активность школьников, прогнозирует траекторию личностного развития ребенка, служит задачам индивидуализации образования. Портфолио для выпускника средней школы – это подтверждение уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов, свидетельство того, что учащийся обладает теми или иными специальностями или общими компетенциями. В качестве источника обучения рассматривается образовательное учреждение, трудовой опыт, домашний труд, путешествия, социальные практики.

Портфолио наполняет реальным содержанием «Портрет выпускника школы», в котором сформулированы гуманитарные компетенции выпускника средней школы. Приведём несколько примеров формулировок «Портрета выпускника школы», содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) общего образования:

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональность и многоконфессиональность российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность в условиях непрерывного обновления технологий производства;

– готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

– уважающий и принимающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного образа жизни, безопасного для человека, общества и окружающей среды;

– подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии, понимающий значение избранной профессиональной деятельности для человека и общества.

Таким образом, новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения дают возможность реального сотрудничества общеобразовательных школ и высших учебных заведений с целью формирования гуманитарных компетенций выпускника школы и их согласования с общекультурными компетенциями направлений подготовки специалистов высшего профессионального образования. Такое взаимодействие позволяет обеспечить высокое качество выпускника, что является важной долгосрочной задачей, так как именно оно определяет не только его конкурентоспособность на рынке труда, но и в конечном счёте – его успешность в жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – Утверждён приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г., № 373.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – Утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г., № 1897.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО). – Утверждён приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г., № 413.

4 Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.

5 Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.

6 Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 86-92.

7 Дистерверг, А.Ф. Руководство для немецких учителей [Текст] / А.Ф. Дистерверг. – М.: Книгоиздательство Тихомирова К.И., 1913. – 450 с.

8 Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №2. – С. 42-47.

9 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 238 с.

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика