Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Исследовательская работа студентов среднего профессионального образования по истории

УДК 377.5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Ю. В. Колосова, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Среднее профессиональное образование, как и всё российское образование, переживает процесс реформирования. С 2011 года осуществлён переход на федеральные образовательные стандарты.  Школы осваивают их с первых классов, постепенно. Студенты среднего профессионального образования, приходя их школы на первый курс, должны осваивать программу по новым стандартам. Наряду с ориентацией на фундаментальный характер образования в стандартах акцент переставлен на деятельностный и компетентностный подходы. Важным способом формирования интереса к учению становится развитие исследовательских умений студентов на занятиях и во время самостоятельной внеаудиторной работы.

Одной из целей преподавания истории и обществознания является формирование мировоззрения студента на основе представления о мире как о многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Для её достижения в системе среднего профессионального образования уделяется внимание организации научно-исследовательской деятельности студентов. Начиная с уровня факультета и до всероссийского, проводятся конференции, на которых главные действующие лица - студенты. Написание исследовательской работы даёт и преподавателю и студенту возможность построить процесс обучения по-новому, взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения. Исследовательская работа позволяет студенту не только получить новую информацию, но и применить свои знания и способности за рамками учебного процесса. Она формирует умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учёбы в вузе и самостоятельной деятельности.

В ходе организации и проведения исследовательской работы по истории в среднем профессиональном образовании возникают определённые сложности. Можно назвать их причины:

  • нет чётких критериев исследовательских работ;
  • не всегда ясно, как работать со студентами, как вызвать интерес к написанию исследования, и как сделать так, чтобы работы была и самостоятельной и научной;
  • как распределить учебное время, чтобы вовлечь в работу по формированию этих навыков наибольшее число студентов.

Практико-педагогическая проблема состоит в том, чтобы найти пути формирования навыков исследовательской работы у студентов среднего профессионального образования.

Для её решения необходимо выделить этапы написания исследовательской работы:

  1. Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
  2. Подбор источников, литературы и Интернет-ресурсов.
  3. Чтение, конспектирование и анализ источников и литературы.
  4. Написание плана.
  5. Уточнение темы.
  6. Написание работы.
  7. Публичное выступление.

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и ответственности от студента и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Студенты должны знать, что они могут заниматься исследовательской работой по любой дисциплине,  в том числе по истории. Не нужно заставлять, принуждать. Выбор темы сначала предложить самому студенту, а затем на основе его предпочтений сформулировать её более точно. Тема должна быть актуальной и содержать в себе элемент научной новизны.

Часто встречается требование к работам на конкурсы и конференции -  её исследовательский, а не реферативный характер. Многие отождествляют реферат с компиляцией, поэтому несправедливо отвергают его как форму исследовательской работы. На деле  реферат представляет собой аналитический обзор научной литературы по определённой теме и является частью исторических работ. Студент - это не профессионал-историк. Но в его силах: самостоятельно сформулировать собственные вопросы к прошлому; сравнить данные нескольких источников и исторической литературы; правильно применять термины и понятия, грамотно делать выводы, не повторяя чужие слова и оценки.

Написание работы по истории студентам средних специальных учебных заведений полезно потому, что такая работа никогда не бывает чисто исторической. Исследователь должен понимать и основы экономики, и религию, разбираться в политической жизни, основах философии, понимать особенности социального развития и т.д. Поэтому исследование по истории даёт возможность студенту выработать целостный взгляд на мир, соединить сведения о мире и обществе из разных наук.

Работа должна иметь чёткую структуру и состоять из следующих разделов:

Введение – формулируем актуальность темы, определяем цели и задачи, характеризуем источниковую базу.

Основная часть – состоит их нескольких глав, в которых раскрывается содержание проблемы. Даётся описание исследования, применяемые методики, полученные результаты.

Заключение – выводы, полученные в ходе исследования. Здесь доказывается возможность практического использования работы и её продолжения. Выводы дают краткий ответ на вопрос, как решены поставленные задачи. Они должны перекликаться с введением.

После заключения в работе указывается список источников, литературы, примечания, приложения.

Работа приобретает завершённый вид, если студент выступил с ней перед компетентной и заинтересованной аудиторией. Представляют обучающиеся результаты своего труда на конференциях различного уровня: внутрифакультетских, региональных, всероссийских. После написания работы студенты отдают её на прочтение другому преподавателю, который может свежим взглядом заметить недочёты и неточности. Перед выступлением на конференции обязательно проходят пробные «домашние» слушания преподавателем, другими докладчиками, студентами, уже имевшими опыт выступлений. Корректируется время выступления, презентация, обращается внимание на темп, дикцию и интонацию докладчика, задаются вопросы, возникшие после прослушивания. Такая репетиция очень полезна. Здесь ни к чему рассказывать выученный наизусть текст, гораздо эффектнее выглядит спокойный уверенный доклад своими словами, как у настоящих исследователей на взрослых конференциях.

Ежегодно в апреле проводятся конференции среди студентов 1-2 курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты представляют свои исследовательские работы по истории. Выступления докладчиков регламентированы по времени (10 минут). Вопросы задают докладчику слушатели. В обсуждении принимают участие члены жюри: преподаватели истории, обществознания, литературы, студенты-победители всероссийских конференций. Оценивают доклады по 10-балльной шкале на основе следующих критериев: 1) актуальность выбранной темы, 2) представление исследовательской работы, 3) доступность излагаемого материала, 4) презентация (наглядность, соответствие докладу), 5) теоретическая подготовка (умение отвечать на поставленные вопросы). Выявленные лучшие доклады награждаются дипломами.

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Написание исследовательской работы по истории даёт возможность студентам убедиться в том, что знания, полученные на занятиях, – не мёртвый груз, а средство для понимания происходящих  в современном мире событий.
  2. Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат, готовит студента к осознанному изучению других гуманитарных наук и формирует целостное представление о мире.
  3. Нацеливать студентов надо на проблемные, исследовательские работы по истории.
  4. Организация и проведение конференций различных форм в среднем специальном учебном заведении позволяет отобрать участников для региональных, всероссийских конференций и конкурсов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бартенева Н. В. Научно-исследовательская работа. // Преподавание истории в школе. – 2005. - №3.
  2. Идатчиков Н. Н. Имена на обелиске: из опыта организации исследовательской работы учащихся // Преподавание истории в школе. – 2010. - №4.

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика