Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Инновационные технологии в преподавании технических предметов: проблемы и решения

УДК 371.3:331.101.3:378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

 

Т.В. Галаган, доцент, канд. техн. наук, 

В.В. Галаган, доцент, канд. техн. наук,

Госуниверситет – УНПК, г. Орел

Н.Е. Белкина, старший преподаватель,

ФГБОУ ВПО ОрелГАУ, г.Орел,

e-mail: tamaragalagan@mail.ru

 

Для ведения преподавательской деятельности не достаточно знать свой предмет на «отлично», также необходимо множество других критериев, которые, как пазлы, составляют дисциплину. Нам повезло с преподаваемыми дисциплинами: они нужны в 80% производств народного хозяйства («Теплотехника и Процессы и аппараты пищевых производств», «Холодильные машины и установки»), есть что рассказать и что показать. Эти предметы  преподаются не одно столетие, но в этом их сила и их слабость. Важность этих предметов заставляет преподавателя работать по-новому и многогранно. Сначала нужна была смелость (особенно в первый раз), когда чувствуешь, будто входишь в «клетку с хищниками», пусть любимыми, но снисхождения от них не жди, так как твои ошибки будут запоминаться лучше, чем блестяще поданный материал. Затем пришло понимание, что нужна компьютерная подготовленность, т.к. просто жестами и словами рассказать, как работает простой «электро-веник» невозможно. Нужно показать и наглядно продемонстрировать как работает этот «аппарат», только тогда в голове студента останется информация, а макетов «живьем» у нас не так много и тут проблему могут решать мультимедийные технологии. Этого показалось мало, и кроме проведения занятий с использованием новых технологий, решили проводить лекции на ведущих предприятиях и, особенно, на специализированных выставках, где демонстрируются лучшие образцы оборудования специализированных отраслей.

Наивысшая подготовленность и профессионализм достигается обычно в довольно узком секторе, в этом мы убедились на выставках, общаясь с представителями различных фирм. А наше образование предполагает, что преподаватель должен знать все и обо всем хотя бы в рамках своей дисциплины. Поэтому проблему, когда необходимо рассказать в рамках дисциплины, довольно профессиональный вопрос, например, регулирование приборов автоматизации процессов, точная установка необходимых параметров на них для работы холодильной установки, то мы используем такой прием как мастер-класс. Для чего договариваемся со специалистом соответствующей фирмы, зарекомендовавшей себя на рынке, например Danfoss. Конечно, возникает вопрос оплаты, но поверьте, мы еще ни разу не платили, ни одному лектору, потому что, это они заинтересованы в том, чтобы наши выпускники использовали в будущем именно их продукцию. Квалификацию сотрудников фирмы, которые представляют оборудование, мы узнаем заранее, абы-кого к чтению наших лекций не допускаем.

Основное внимание мы уделяем составлению и организации проведения лекций и лабораторных работ. Преподавание технических предметов должно обязательно сопровождаться не только плакатами, компьютерными картинками, но и обязательно действующими моделями аппаратов. Конечно, в этом большой помощник Internet, но и он не во всем разбирается. Ниже приведу примеры схем из различных лекций, которые раньше (и в лекциях, и в учебнике) были даны в статическом состоянии. Мы к ним добавили анимацию, созданную в программе Power Point, что дало не только понимание процесса, но разрядило обстановку в аудитории. Чаще всего, в аудитории сидят дети, которых пугает непонимание. Процесс (анимация, описывающая процесс) длиться 1-2 минуты, за которые студент понимает, что его страхи – ерунда, ничего сложного нет, все понятно. Можно к движущей модели возвращаться несколько раз, если этого требует ситуация. Ниже приведены примеры различных установок:

 

Рисунок 1- Схема воздушного циклона или пневматического классификатора.

Текст под Рисунком 1 следующий: Если зерно поместить в вертикально перемещающийся поток воздуха, то оно будет испытывать действие двух сил: давления воздушного потока R, зависящего от скорости движения воздуха и направленного вертикально вверх, и силы тяжести зерна mg, направленной вертикально вниз. И соответственно, направление движения частицы будет зависеть от их величины и угла входа. Так вот этот 2-х минутный мультик демонстрирует траекторию движения частицы внутри аэродинамической трубы при различных величинах приложенных сил  и угла входы α.

Рисунок 2-  Схема работы ситовеечной машины.

Текст под Рисунком 2: количество сепарируемой смеси регулируется заслонкой при входе на перфорированную  поверхность. Факторами, влияющими на эффективность процесса сепарирования, являются: расход исходной смеси, расход воздуха, высоты «водостоков» h1 и h2, через которые «сливаются» разделяемые фракции на выходе, размеры h1 и h2, , Анимация показывает, как движутся части смеси и их изменение траектории движения под влиянием перечисленных факторов

И последние три схемы магнитных сепараторов. Они все демонстрируются в движении. Их многократный запуск позволяет рассказать о всех достоинствах и недостатках схемы и решениях проблем.

 

a)

б)

в)

Рисунок 3. Схемы магнитных сепараторов: а) плоский магнитный сепаратор; б) опытный образец магнитного сепаратора, разработка ОрелГТУ в) магнитный сепаратор с вращающимся барабаном;

 

Второй, очень важный момент в преподавании дисциплины, это проведение лабораторных работ. Влезть в рамки лабораторных работ со всем материалом дисциплины,  даже если их у вас больше 15, невозможно.  И не надо делать из лабораторной работы диссертацию. Надо ухватить самую суть, а то во временные рамки не вложитесь, и если вы ответственный преподаватель, то перенесете недостающее время на свое личное время, а именно так выглядят у многих преподавателей защиты лабораторных работ перед сессией: «хоть ночевать оставайся». От такой организации труда устают и студенты, и вы, преподаватели. Тема лабораторной работы должна быть распространенной в той отрасли, в которой будут работать выпускники и в тоже время объемной, например «Экстрагирование», «Ректификация», «Осаждение», «Циклы», «Монтаж установок», для наших дисциплин. Для выполнения работ разработаны методические пособия для их проведения. При современных технологиях их электронный вид доступен любому студенту в любое время суток. Значит, если существует рабочий план дисциплины, то студент знает заранее о предстоящих темах лабораторных работ. Может подготовиться, прочитать материал и распечатать «Рабочую тетрадь». Это тот конспект, который вы требуете написать на паре, перед выполнением работы, потратив на это половину отведенного времени. Не надо этого делать, разработайте сами заранее по созданному методическому пособию для лабораторных работ такую рабочую тетрадь, выдайте электронную версию студентам и останется только в течении 5-10 минут проверить знания присутствующих и поставить первые баллы. «Рабочие тетради» существуют по многим предметам: история, правописание, иностранные языки и т.п., от них только польза, благодаря им материал усваивается быстрее, они более аккуратные, чем записи многих наших студентов. Поверьте, такая организация оставляет время и на оформление выполненной работы и защиту, студент отвечает более уверенно, чем когда он готовит к сдаче весь материал и у него «мешанина» в голове из терминов и определений.

И напоследок, хотелось бы привести слова нашего учителя, Горбачева Николая Борисовича: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Малахов, Николай Николаевич Процессы и аппараты пищевых производств. В 2 кн. Кн.1 : Учебник / Николай Николаевич Малахов ; Юрий Михайлович Плаксин ; Вениамин Андреевич Ларин . - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2003. - 429 с. http://www.ostu.ru/libraries/ polnotekst/ Uhebn_izd/2010/ Malahov_plaksin_protsessy

2. . Малахов, Николай Николаевич Процессы и аппараты пищевых производств. В 2 кн. Кн.2 : Учебник / Николай Николаевич Малахов ; Юрий Михайлович Плаксин ; Вениамин Андреевич Ларин . - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2003. - 529 с.  http://www.ostu.ru/libraries/polnotekst/ Uhebn_izd/ 2010/Malahov_plaksin_protsessy

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика