Пятница, 03.05.2024, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

УДК 377.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Е.Н. Шатохина, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

«Тот прием хорош, который при своем введении в школу

не требует усиления дисциплины,

тот же, который требует большей строгости, наверное, дурен»

Л.Н.Толстой

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере непрерывного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи обучающимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска студента.

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

В соответствии с критериями, характеризующими инновационный процесс инновационные технологии можно классифицировать как:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в том числе в его профессиональном аспекте).

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, группы, учебного заведения в целом.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого студента при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека. Инновационные технологии в профессиональном образовании, как и технологии в образовании вообще, ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны.

Сейчас выделяют 5 методов обучения. Это объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы. Инновационные технологии в профессиональном образовании наиболее приемлемы к применению в исследовательской деятельности. При этом исследовательский метод от непосредственно учебной работы плавно переходит в научно-исследовательскую деятельность.

Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых студент занимал бы активную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности студента, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Такие педагогические новации, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения» и другие позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студента, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Какие же основные технологии позволяют повысить уровень обучения? Отметим следующие из них:

1) Технология полного усвоения знаний.

Категории обучаемых:

  • Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • Обучающиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.

2) Технология разноуровнего обучения.

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы обучающихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому студенту для усвоения материала.

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

  1. всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
  2. взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
  3. неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

3)Технология коллективного взаимообучения.

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников.

«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие преимущества КСО:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

4) Технология модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент  полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляет в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными студентами, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения преподавателя и студента.

 Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий обучаемому вместе с преподавателем осуществлять управление учением.

   В связи с переходом на новые образовательные стандарты, в которых четко  обозначены критерии уровня профессионализма выпускников СПО, важным условием для нас педагогов стало вовлечение  студентов в учебно- исследовательскую деятельность.

Учебно – исследовательская деятельность осуществляется  в основном студентами при проведении лабораторных работ, в ходе  которых присутствует непосредственно исследовательский метод. На этом этапе студенты получают  первичные умения и  навыки исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, используя различные источники.  Самостоятельная работа студентов на этом не останавливается.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  2. Очерки общественной педагогики / под общ. ред. Б. В. Куприянова. –Кострома: Изд-во КГУ, 2004. -104 с.
  3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии Активное обучение / А.П. Панфилова - М.: 2010. - 192 с.

 

 

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1628 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика