Воскресенье, 05.05.2024, 15:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения.

Формирование экономической компетентности у молодых специалистов при анализе литературных произведений

УДК 377.031

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Л.А. Крамская, преподаватель,

ФСПО ТИ им. Н.Н. Поликарпова «Госуниверситета-УНПК», г.Орёл,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

В научной литературе не существует единого подхода к трактовке понятия «компетентность». Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, коллектив исследователей РГПУ им. А.И. Герцена, являющийся разработчиком компетентностного подхода, под компетентностью понимает способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе знаний, ценностей, учебного и жизненного опыта. С точки зрения данного подхода, компетенция характеризует процесс, а компетентность – результат.

Итак, с позиций компетентностного подхода результатом профессионального образования является компетентность, которая предполагает готовность специалиста выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

Построение многоуровневой системы непрерывного образования предусматривает постановку таких преемственных целей, задач, разработку таких форм и методов подготовки, чтобы завершение педагогического образования на любом из уровней соответствовало требованиям подготовки компетентного специалиста.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Для этого, как минимум, необходимо:

1. Уметь анализировать ситуацию, переформулировать ее в проблему;

2. Выявлять средства, варианты решений проблемы и переводить их в задачи; на этом этапе предметные способы действия превращаются в средства разрешения проблемы;

3. Отбирать средства решения проблемы, т.е. выбирать адекватные способы действия;

4. Совершать реальное действие и анализировать полученный результат относительно проблемы.

Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Преподаватель литературы должен не только формировать знания, умения, навыки по своему предмету, но и воспитывать студентов посредством своего предмета. Как привить интерес студентов к изучению литературы?

Экономика все глубже входит в сознание людей. Постепенно обретает смысл понятие «деловой человек». Он инициативен и предприимчив. Без этих качеств не выдержать конкурентной борьбы, не завязать выгодных контактов. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю формирование экономической компетентности у молодых специалистов при анализе литературных произведений.

Главная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы анализировать те эпизоды литературных произведений, которые отражают социально-экономические изменения, происходящие в обществе, воспитывать у студентов на примере литературных персонажей уважение к труду, пробуждать желание стать компетентным специалистом в той или иной сфере труда.

Именно эта задача формируется в процессе исследовательской деятельности студентов.

Строится учебное исследование по принятым в науке традициям: постановка проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Для успешной организации исследовательской деятельности на занятии необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок-творческий отчет, и урок-ролевая игра, и урок-исследование, и урок-дискуссия, урок-конференция, урок-круглый стол и др.

Эффективность подобных уроков во многом зависит от подготовленности и продуманности сценария, круга вопросов, выносимых для обсуждения. Большое значение имеет подготовительный этап работы, который предусматривает знакомство студентов с дополнительной литературой, проведение консультаций, распределение ролей участников.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности студента в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду создаю разными приемами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой.

На занятиях все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный, научный и экономический смысл.

Например, изучается творчество И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (о предприимчивости и деловитости Хоря); «Отцы и дети» (о профессиональной компетентности Базарова, о его гражданской позиции, о причинах экономического упадка и разорения «фермы» братьев Кирсановых); Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (о пореформенном разорении русской деревни, раскрестьянивании и экономических причинах этого процесса).

Экономическое образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии или специальности. На уроках литературы по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» краеугольным камнем экономического образования могут стать главы романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (о профессиональной компетентности «новых людей», инициативности, гражданской позиции). В первую очередь - это описание мастерской Веры Павловны. Здесь и элементы хозрасчета, и самофинансирования, и самоуправления.

Вспомним хотя бы, как производился раздел прибыли в мастерской: «пропорционально заработной плате». Или как осуществлялось управление производством: «окончательный голос по всему управлению дан был самим швеям». Разве это не актуально? Разве не полезно будет об этом узнать будущим рабочим государственных и кооперативных предприятий, сельским арендаторам и кооператорам.

Особый интерес с точки зрения экономического образования представляют романы Л.Н. Толстого «Воскресение» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», обнажающие пороки буржуазного мира, рассматривающие их как следствие социально-экономического неравенства.

Поводом для размышления может стать образ Лопахина из комедии Чехова А.П. «Вишневый сад»: осудив в нем то, что пришло от «хищного зверя», следует отметить как позитивное – предприимчивость, инициативность, экономическую грамотность, т.е. те качества, которые могли бы пригодиться современному деловому человеку.

Произведения русской литературы ХХ века открывают для экономического воспитания неограниченные возможности.

Такие произведения, как «Прощание с Матерой» и «Пожар» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Пряслины» Ф. Абрамова, «Коленчатые валы» и  «Энергичные люди» В. Шукшина, «Иду на грозу» и «Зубр» Д. Гранина, а также возвращенные совсем недавно читателям «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана сыграют определенную роль в повышении экономической культуры первокурсников.

Таким образом, воспитание компетентного человека – главная конечная цель образовательного процесса. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными экономическими навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: методич. пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 365 с.

Категория: 2. Инновационные технологии в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика