Воскресенье, 05.05.2024, 23:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Технология организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ефремова Ж.Д., канд. социол. наук,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,

e-mail: janna.efremovva@yandex.ru

 

Концепция стандартов третьего поколения базируется на необходимости организации самостоятельной работы студентов как фактора, безусловно определяющего условия формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности [3]. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Луковцева А.К. выделяет следующие условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы:

– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);

– четкая постановка познавательных задач;

– владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;

– предоставление консультационной помощи студенту;

– четкие критерии оценки, отчетности и т.д.;

– использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т.д.). [2]

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов и обеспечение её эффективности предполагает:

- во-первых, комплексный подход к организации такой деятельности по всем формам аудиторной работы;

- во-вторых, обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы, методически правильная организация работы студентов в аудитории и вне её;

- в-третьих, создание необходимой учебно-методической базы, позволяющей студенту самостоятельно осваивать дисциплину;

- в-четвёртых, обеспечение контроля за организацией и ходом самостоятельной работы и определение мер поощрения студента за ее качественное выполнение.

Если говорить о технологической стороне, то организация самостоятельной работы студентов включает в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные государственными образовательными стандартами, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные технологии и др. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2. Технология отбора содержания самостоятельной работы студентов. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются государственные образовательные стандарты, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При отборе содержания необходимо учитывать содержательную специфику дисциплин.

3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля [1].

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Среди факторов, способствующих активизации самостоятельной работы студентов, выделим прежде всего следующие:

- понимание студентами полезности выполняемой работы;

- участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре;

- использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, нестандартные экзаменационные процедуры);

- индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление;

- разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

- использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры);

- разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков А.Е. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы. Дидактические средства, технологии, программы: монография / А.Е.Жуков, А.В.Симоненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 220 с.

2. Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс лекций [Электронный ресурс] / А.К. Луковцева. – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl49.shtm.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

 

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 3382 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика