Воскресенье, 05.05.2024, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Совершенствование учебно-методической работы преподавателя – основа повышения качества подготовки специалистов

УДК 378.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ  СПЕЦИАЛИСТОВ

Ю.А. Бакурова, канд. техн. наук,

доцент кафедры технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,

e-mail: bakurova2@yandex.ru

 

В настоящее время остро стоит задача внедрения новых образовательных стандартов, формирования у преподавателей и студентов нового отношения к преподавательскому и учебному труду и в целом к учебному процессу.

Анализ стандартов и учебных планов показывает, что изменилась структура, общие требования к результатам обучения, количество часов, отводимых на аудиторную и самостоятельную работу. Изменения учебных планов привело к изменениям и организации учебного процесса.

Первое и достаточно существенное изменение – компетентностно-ориентированный образовательный процесс. Он подразумевает ответственное отношение, прежде всего студента к процессу и результату собственного обучения. В соответствии с Болонской конвенцией предполагается, что обучение осуществляется в форме индивидуальной образовательной траектории в рамках асинхронного образовательного процесса, предоставляющего студенту право выбора конкретных модулей курсов, что в свою очередь ведет к выбору преподавателей. В этой связи необходимо по-новому продумывать и организовывать работу на кафедрах и факультетах по формированию индивидуальных учебных планов студентов.

Главной фигурой в новом учебном процессе становится сам студент, выступающий как субъект своего личностного и профессионального развития и становления.

Современное поколение студентов безусловно изменилось; они легко адаптируются к сложностям рынка труда, более конкурентоспособны, более амбициозны и прогматичны, мобильны. Вместе с тем они стали менее эрудированны, менее трудолюбивы, менее интеллигентны, менее требовательны к себе.

Однако изменились не только студенты и их отношение к учебе. В современных условиях измениться должны и преподаватели. Компетенциями, которые должен освоить студент, должен владеть, прежде всего, преподаватель. Преподаватель должен быть в первую очередь заинтересован в постоянном овладении новыми методами и образовательными технологиями, организационными формами и оценочными средствами, в совершенствовании научно-методической работы.

Важность совершенствования научно-методической работы объясняется необходимостью воспитания обучающегося с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни. Это  могут только преподаватели, обладающие высоким уровнем предметных, дидактических, методических, психолого-педагогических знаний и умений, с высоким уровнем личностного потенциала педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие преподавателя, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач.

Второе изменение – касается форм и технологий проведения занятий. Традиционные формы проведения аудиторных занятий претерпели серьезные изменения. Преподаватели кафедры ГД первыми стали активно использовать интерактивные формы и технологии проведения занятий. Кроме того, постоянно ведется поисковая и научно-исследовательская деятельность. Каждая организационная форма направлена на достижение определенных образовательных результатов.

Большое внимание необходимо уделять разработке нового поколения учебно-методического обеспечения. Он заключается в создании нового вида обеспечения учебного процесса – информационно-технологического.

Необходимо создавать условия для активного информационного взаимодействия между студентом и преподавателем, интегрировать прикладные педагогические продукты, базы данных, совокупность дидактических и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

Технологическое обеспечение реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения.

Результат- создание авторского методического сопровождения модулей (дисциплин).

Кроме хорошо известных составляющих УМК в его состав должны быть включены:

- фонд оценочных средств: материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций (вопросы и контрольные задания к текущему контролю, контролю исходного уровня знаний, тесты  проверки компетенций, тесты итогового контроля знаний по дисциплине и т. п.); тестирующая программа (например, автоматизированная программа San Rav Test Office Pro6).

– технические и электронные средства обучения:  электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы и т. п.; инновационные технологии в преподавании дисциплины (применение электронных образовательных ресурсов, лабораторных и практических работ с удаленным доступом, с использованием баз данных из реальных научных экспериментов и производственной практики, интерактивных досок, уникальных систем тестирования и контроля знаний, видеоконференц-связи в процессе проведения занятий и аттестации студентов, проведение круглых столов, деловых игр, групповых тренингов, лекций-дискуссий и т. п.);

– справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); ссылки в сети Интернет на источники информации;  материалы для углубленного изучения.

Активное использование таких учебно-методических материалов необходимо студентам для полного восприятия учебного материала по дисциплине, приобретения практических навыков на основе теоретических знаний. Только такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, предусматривающий применение в учебном процессе инновационных технологий и средств обучения позволит высшей школе избавиться от устаревшего знаниевого подхода и обеспечит переход к новой, компетентностной модели подготовки специалистов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
  2. http://festival.1september.ru/articles. Дата обращения 4.02.2015
  3. http://reftrend.ru/946807.html Дата обращения 5.02.2015

 

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 3020 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика