УДК 378.14
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Г.Д. Дорохова, зам. директора по СВиВР, канд. пед. наук,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны,
e-mail: dekdor@yandex.ru
Главной целью системы образования является подготовка конкурентоспособных интеллектуальных и творческих специалистов и создание условий для их всестороннего развития в процессе обучения. Одной из трудностей профессионального образования является то, что студенты недостаточно активны в учебном процессе и не всегда способны самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность.
Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельного добывания знаний. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни. С. Рубинштейн установил, что становление личности возможно в ходе глубоко содержательной, обоснованной, объективной и субъективной значимой деятельности. Деятельность является ядром личности, поэтому включение студентов в деятельность, а именно в деятельность самостоятельной добычи знаний – это есть важнейшее условие развития личности.
В условиях происходящих изменений в системе образования резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов (СРС). Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности каждого студента. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр самой традиции организации этой работы, которая должна строиться таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать способность к самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам организации в непрерывно меняющихся условиях профессиональной деятельности и общественной жизни.
Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а также как средство формирования и формулирования мыслей в области повседневного иноязычного общения.
В условиях деятельностного подхода к организации занятий по иностранному языку можно привести следующие виды СРС:
- проработка теоретической части материала;
- выполнение заданий по каждому модулю;
- подготовка к практическим занятиям;
- работа с материалами самоконтроля.
Для организации самостоятельной работы студентов на занятиях иностранного языка необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполнения СРС;
- консультационная помощь.
Правильная организация студентами самостоятельной работы является важным вопросом не только методики обучения иностранному языку, но и методики его изучения. Очень важно знать, как осуществляют студенты свою самостоятельную работу, какие трудности они при этом испытывают.
В одной из анкет студентов попросили на основе своего опыта учебной деятельности назвать, что не устраивало и не устраивает их в обучении иностранному языку. Вот какие ответы были получены: задания, требующие заучивания, малоинтересные темы для обсуждения, отсутствие проблемных вопросов, недостаток дискуссий, невозможность высказывать свое мнение, недостаток самостоятельности, пассивная позиция в обучении, однообразие форм и приемов работы. Если все это обобщить, то можно назвать те «три кита», на которых должна держаться основа обучения – активность, творчество, самостоятельность.
И то, и другое, и третье взаимообусловлено: творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Поэтому все это способствует интенсификации занятий по иностранному языку, активной работе студентов на занятиях и дома. Как известно, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств обучаемых.
В современной методике выделяют три уровня познавательной активности. Первый уровень - воспроизводящая активность, которая характеризуется стремлением обучаемых понять новое явление, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Второй уровень – интерпретирующая активность - характеризуется большей устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что обучаемый стремится к проникновению в сущность явления, к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути решения при затруднениях. Третий уровень активности - творческий, на этом уровне обучаемые проявляют стремление применить знания в новой ситуации, то есть перенести знания и способы деятельности в новые условия. Характерной особенностью третьего уровня считается проявление высоких волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка обеспечивает совершенствование умений и способностей студентов в общении, овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации.
На наш взгляд можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень – неосознанная компетентность; второй – репродуктивная компетентность; третий – продуктивная компетентность; четвертый – творческая компетентность.
Критерием первого уровня можно считать несамостоятельную деятельность студента, когда преподаватель доминирует в учебной деятельности.
Критерием второго репродуктивного уровня является наличие лингвистических знаний у студента при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному образцу.
Критерием третьего продуктивного уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для студентов этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму, преобразованному в ходе самого действия.
Критерием четвертого творческого уровня является самореализация студента, способного к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Студент ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины.
В соответствии с задачами формирования коммуникативной компетенции студентов можно выделить следующие направления самостоятельной работы студентов:
- чтение (чтение книг, газет, журналов, деловых и личных писем);
- аудирование (восприятие радио- и телепередач, художественных фильмов, театральных постановок, лекций, аудиозаписей на иностранном языке);
- говорение (общение с носителями языка при личных контактах и по телефону, переводческая деятельность);
- письменная речь (написание деловых и личных писем, факсов, электронных сообщений).
Важным фактором формирования постоянной потребности в самостоятельном совершенствовании коммуникативных умений является создание ситуаций для самовыражения студентов. Такие ситуации возникают, если общение на занятиях осуществляется в условиях полной психологической совместимости и комфортности, если преподаватель проявляет постоянный интерес к самостоятельной работе студентов, если обучаемые поощряются к обмену впечатлениями и информацией об интересных книгах, передачах, фильмах и т.п.
Интересной формой организации самостоятельной работы является выполнение презентации на иностранном языке по определенным темам: «Праздники Англии», «Моя семья», «Мой университет» и т.п. При создании презентации и составлении текстового сопровождения следует обратить внимание на следующие моменты:
- презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;
- продолжительность презентации должна составлять не более 7-10 минут;
- для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов.
Эффективной в организации СРС, на наш взгляд, является проектная технология. Выполнение проекта предполагает постановку проблемы – проектирование – поиск информации – продукт – презентацию – оформление портфолио. Проекты – это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность студентов, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. В работе над проектом они учатся самостоятельно сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Для проекта можно предложить следующие темы «Путеводитель по Лондону, Москве, Нью-Йорку», «Великобритания», «Английские писатели», «Путешествие по Австралии» и т.п. Работая над проектами, студенты готовят сообщения, подбирают интересные иллюстрации, разрабатывает маршрут путешествия, делают рекламные проспекты. Работа над проектом занимает много времени, но и в тоже время учит их самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, систематизировать материал и публично его представлять. В условиях балльно-рейтинговой системы такая работа дает студентам возможность получить дополнительные бонусы.
Таким образом, можно отметить, что умелая организация самостоятельной работы студентов способствует формированию и становлению коммуникативной компетентности, позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию и совершенствование.
|