Воскресенье, 05.05.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Профессиональное образование: модернизационные аспекты

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Е.А. Ершова, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

 

В техническом ВУЗе изучение английского языка занимает важное место и является важным компонентом в профессиональной подготовке специалистов. Внедрение инновационных методов преподавания английского языка становится актуально и имеет большое практическое значение.

Необходимым стал вопрос о единой программе по иностранному языку для неязыковых ВУЗов, в котором были бы учтены требования к уровню владения иностранным языком современных выпускников.

Подготовка высококвалифицированных специалистов предполагает владение ими иностранным языком не только на уровне бытового общения, но также и в сфере профессиональной деятельности. Цель обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей состоит, в том числе, в приобретении навыков прочтения профессиональной литературы на изучаемом языке для извлечения информации по своей специальности, что подразумевает владение терминологической лексикой. Первый год обучения посвящен основам иностранного языка, таким как фонетика и грамматика, то со второго курса они начинают изучать профессиональный иностранный язык. Студенты, изучающие иностранный язык в отрыве от языковой среды, подвержены опасности усвоения «застывших» языковых форм, свойственных классической литературе, а не живой разговорной речи. Чтение периодической литературы дает выход на современное функционирование  языка,  включающее образование неологизмов, изменение языкового значения, метафорическое употребление уже известных выражений и пр. Преподавателю ИЯ необходимо сначала разрушить сложившиеся мнение о ненужности этого предмета и создать положительное эмоциональное отношение к нему, помочь осознать всю необходимость изучения ИЯ и только потом приступать к практическим занятиям, на которых необходимо упоминать как можно чаще о практическом владении  ИЯ как средством получения специальной информации по профилирующему предмету. Таким образом, ИЯ способствует профессиональному росту будущего специалиста, на основании чего его можно считать очень эффективным средством приобретения профессиональных навыков в вузе.

Основная задача преподавателя на первых порах - продиагностировать языковую подготовку студента и помочь ему организовать дальнейший процесс обучения ИЯ. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности. Так как студенты отличаются различным уровнем знания ИЯ, а также обладают разными способностями и скоростью усвоения языка, немаловажным также является возможность выбора каждым студентом оптимального темпа учебного процесса, хотя последнее, к сожалению, не всегда возможно в соответствии с требованиями учебной программы.  В настоящее время английский преподается во всем мире по различным направлениям.

Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе. Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.  Как и в любом другом виде обучения здесь существует большое количество методов и подходов, используемых в зависимости от целей курсов и имеющихся ресурсов. Исходя из философии ESP, их можно разделить на три основные группы следующим образом:  проблемное обучение (PBL), автономное образование (AL)и обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий (ICT). Стоит отметить, что все они являются личностно-ориентированными методологиями. При разработке программы по иностранному языку следует учитывать потенциал знаний и языковые навыки студентов, а также  мотивированность  студентов в получении знаний. Кажущаяся, на первый взгляд, простая процедура определения содержания обучения и организация обучения должны включать в себя теоретические положения. Поэтому учебную программу следует скорректировать с общей методологией курса.

Основными задачами преподавателя ESP являются подбор и организация  учебных материалов, составление эффективных учебных программ и планов, направленных на получение желаемых результатов обучения, поддержка мотивации студентов, их усилий и стараний. Также важным элементом работы в группах ESP является предоставление студентам обратной связи с преподавателем, как для организации контроля процесса обучения, так и для организации консультационной помощи студентам. Когда преподаватель ESP приходит в аудиторию, он, прежде всего, ставит определенные цели занятия, которые помогают создать там благоприятные условия обучения, дружественную атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Подбирая те или иные учебные материалы по иностранному языку для содержания курса, преподаватели или разработчики курсов тем самым выражают свои идеи, взгляды на преподавание иностранного языка и методы обучения. Постановка цели занятия в большей мере влияет на выбор учебно-методического материала. Если преподаватель на занятии ставит цель закрепление коммуникативных навыков, он включает в занятие различные упражнения, моделирующие практику общения на языке: деловые игры; тематические диалоги; составление инструкций; отчетов; презентации и дискуссии. При составлении курса следует учитывать, что понятие «коммуникативной компетенции» студентов рассматривается не как сумма их знаний, умений и навыков, а еще и как совокупность личных качеств студентов (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей). Оценочным критерием является их способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе профессионального, учебного социально-культурного и бытового общения на иностранном языке.

Эффективные методы и методики ESP. Важным элементом в обучении ESP является умение преподавателя создавать в аудитории атмосферу для живого общения и конструктивных споров. Студенты приобретают устойчивые коммуникативные навыки лишь тогда, когда у них есть возможность использовать их в общении с другими. Очень часто, к сожалению, учитель может оказаться единственным человеком, владеющим английским языком, с которым могут поговорить студенты, и время для общения с каждым студентом у преподавателя в аудитории ограниченно. Поэтому преподаватель должен разрабатывать и использовать эффективные методики для развития навыков общения в своих группах, а также привлекать в своей работе другие ресурсы, в том числе он-лайн ресурсы интернета, чтобы стимулировать общение внеаудиторных стен. Люди легче обучаются иностранному языку, когда они высоко мотивированы и имеют возможность использовать свои знания и умения в языковой среде, которую они понимают и которой интересуются. С этой точки зрения ESP является мощным средством для реализации такой возможности. Студенты овладевают английским языком по мере того как они работают с материалами, которые они считают интересными и актуальными, и которые они могут использовать в своей профессиональной деятельности или дальнейших исследованиях. Следует учитывать, что чем чаще студенты общаются на языке, который они слышат или на котором они читают, тем больше они будут успешными во владении им. С другой стороны, чем больше они будут вынуждены сосредотачивать свое внимание на сугубо лингвистическом, грамматическом и других аспектах языка или его отдельных структур, что представляется им трудным, тем с меньшим желанием они будут посещать  занятия. Что же касается студентов ESP, то они особенно предрасположены, сосредоточиваться на материале тесно связанном с их специализацией. В ESP язык не должен быть представлен ни как предмет, который следует изучать в отрыве от реального использования, ни как механический навык, который надо развивать. Напротив, английский язык, должен быть представлен в аутентичном контексте, чтобы познакомить учащихся с конкретными способами использования языка, который они должны уметь применять для своих специальностей или работы.

Инновационные современные методики и технологии ESP. Сегодня, к сожалению, в распоряжении преподавателя ESP очень ограниченный материал для работы в аудитории – это, прежде всего «методички» с текстами по специальности студентов с ограниченным набором заданий к ним. Поэтому большинство специалистов по ESP часто используют свои собственные материалы в обучении ESP, специально разработанные для конкретных целей и потребностей своих студентов Преподаватели кафедры эффективно внедряют в свою работу мультимедийные средства обучения. Активно используются в аудиторной работе интерактивные доски для различных видов деятельности, проекторы, интернет коммуникации: для работы с профессиональной лексикой и терминологией, для просмотра обучающих видеофильмов и роликов, для работы с интернет ресурсами и др. Важно отметить, что преподаватели ESP нуждаются в регулярной поддержке и руководстве по использованию новых технологий. Групповые дискуссии и проектные работы также являются эффективными формами обучения в работе с ESP студентами.

Еще один современный тренд в преподавании английского для профессиональных целей – это проведение дебатов. Еще на этапе подготовки к дебатам студентам приходится мобилизовать все свои знания и возможности говорения на иностранном языке, использовать свое критическое мышление и развивать латеральное (нешаблонное) мышление. Таким образом, в ходе проведения дебатов студенты имеют возможность продемонстрировать как языковую, так и профессиональную компетентность. Все эти методы представляются полезными и для автономного(самостоятельного) обучения в целях подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, поощряя их мотивацию в демонстрации результатов работы и приобретения опыта работы в команде.

Если преподаватель стремится добиться успеха в своей работе с группой, ему нужно находить и адаптировать новые технологии, чтобы вовлечь студентов в работу по традиционным направлениям с помощью мультимедийных средств обучения и цифровых технологий, он-лайн ресурсов и мобильных приложений.

Таким образом, несмотря на то, что преподавание ESP ориентировано на практическое профессионально ориентированное применение, как и любой другой аспект обучения английскому языку, оно основывается на знании природы языка, на знании основных методов и форм преподавания и обучения. А сочетание традиционных методов преподавания и новых технологий, в том числе использование виртуальной среды для поддержки мотивации у студентов, сегодня становится одним из продуктивных подходов в сфере обучения ESP. Критическое осмысление изучаемого материала студентами способствует формированию необходимых для них навыков и умений, формирует лингвистические, социокультурные, коммуникативные, а также профессиональные компетенции.

Также, среди многообразия современных педагогических технологий обучения иностранному языку пристального внимания заслуживает технология проектной деятельности. Применение данной технологии развивает у студентов умения коллективного взаимодействия, умение креативно работать в команде, умение принимать чужое мнение и отстаивать свое. Данная технология обучения обеспечивает активизацию личностных качеств студентов, обеспечивая свободу при выборе темы проекта и дальнейшей работе по ней.

В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов. Слово «проект» употребляется в современном языке в смысле "планировать", "разрабатывать". Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель. Метод проектов представляет собой  разработанную технологию использования учебного проекта. Согласованные методы, способы деятельности, направлены на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проекта.Главный акцент делается на оценке результатов проектной работы. Проверяется, насколько удалось осуществить проектную работу, какие проблемы возникли, в чем заключается причина их возникновения и какие выводы нужно сделать для новых проектов. Реализация метода проектов требует осмысления каждого этапа обучения, на котором ставятся и решаются проблемные задачи. Овладение техникой организации метода проектов способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления, умений работать с информацией, а также умений работать в сотрудничестве. Эти умения составляют основу успешной проектной деятельности студентов.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что специфика обучения ИЯ достаточно сложна и многогранна, поэтому преподавание должно основываться на  закономерностях психологии восприятия, когнитивной психологии,  педагогической психологии. С точки зрения современной психологии наиболее эффективным представляется комплексный подход к изучению ИЯ. Освоение ИЯ вносит определенные изменения: расширяется кругозор, повышается толерантность, изменяется когнитивный стиль, повышается вербальная компетентность. Успешность освоения ИЯ определяется совокупностью факторов мотивационного, эмоционального, когнитивного, личностного порядка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Basturkmen H. Ideas and options in English for specific purposes, – Taylor and Francis e-library, 2008. www.eBookstore.tandf.co.uk

2 Flowerdew J. Concordancing as a Tool in Course Design//Small Corpus Studies and ELT: Theory and Practice. – Amsterdam: John Benjamins, 2001. – 71-92 pp..

3 Teaching ESP: Best Practices / IBM PC CD – ROM: Published by “REPETITOR MultiMedia” for The English Language Office of the U. S. Embassy. – Moscow, 2012.

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика