Пятница, 03.05.2024, 02:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Проблемы и перспективы модернизации системы среднего профессионального образования

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Е.М. Харькова, преподаватель кафедры технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

В сфере среднего профессионального образования в настоящее время лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста, как предприятий, так и страны в целом. Поэтому актуальной становится задача подготовки специалистов на базе активного содействия государства и внедрения инновационных методов обучения.

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.

Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной  сферой. Это является фактором адекватности результатов системы  среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов  с будущей работой на предприятиях.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями  разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и  программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние  на систему практической подготовки студентов, а  внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Формат реализации федеральных государственных образовательных  стандартов  третьего поколения делает возможным   и необходимым  участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений  среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и  профессиональной  культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное  профессиональное   образование  сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

В системе обеспечения качества среднего профессионального образования можно отметить следующие аспекты:

1) политика в области среднего профессионального образования, направлена на повышение его качества;

2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;

3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества  образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений СПО;

4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;

5) механизмы и инструменты управления и самоуправления колледжами с позиций качества.

Качество деятельности учебного заведения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

 – учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

 – обеспечения кадрами;

 – инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения федерального образовательного стандарта третьего поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей, методистов. Это ведет к совершенствованию методической работы, росту качества подготовки специалистов.

Работа Ливенского филиала в условиях стандартизации образования подтверждает, что качественная реализация федеральных образовательных  стандартов третьего поколения  требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию.

 В последнее  время  немаловажной частью деятельности филиала стала исследовательская и инновационная работа. Много уделяется внимания самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких, как научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания и др.

Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Реализация назначенных целей и задач по повышению качества образования невыполнима без создания и использования инновационных технологий, изменяющих роль преподавателя в учебном процессе. Если раньше он был  носителем знания, то сейчас превращается в консультанта, организатора деятельности студента – активного субъекта учебного процесса. При этом, важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он  связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс.

В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации преподавателей филиала.

Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё  образование недостаточным.

Сотрудники филиала считают, что усилия инженерно-педагогических коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:

1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении  проблем  среднего профессионального образования;

2) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;

3) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой;

4) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;

5) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;

6) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.mos-http://www.mos-partya.ru/party/party_projects/ edmod.

2. Модернизация  профессионального образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm.

3. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного  [Электронный ресурс]: - Режим доступа:  http://edu.rosuprava.ru/tezis/450.

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 3906 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика