Пятница, 17.05.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Проблемы и направления модернизации профессионального образования

УДК 377.5

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Р. Бондарева, доцент, канд.экон.наук,

ФГБОУ ВПО Госуниверситет-УНПК, г. Орёл

 

 Модернизация системы профессионального образования России во многом обусловлена Национальной доктриной образования в Российской Федерации, задающей цели воспитания и обучения на период до 2025 г.  

Модернизация профессионального образования выступает как очередной этап его реформирования, цель которого состоит в создании механизмов устойчивого развития системы образования в изменившихся социальных условиях. Она имеет следующие цели:

- повышение качества образования;

- повышение привлекательности профессионального образования;

- развития мобильности студентов и выпускников.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо, обеспечить:

во – первых, реализацию всех основных положений, обозначенных в ФГОС и обеспечивающих, формирование общих и профессиональных компетенций;

 во-вторых, предоставление студентам возможности выстраивать индивидуальные траектории обучения;

в третьих, в процессе обучения реализовывать принцип модульного построения программ, позволяющий учитывать освоенные ранее модули при переходе с одной образовательной программы на другую программу.

 Таким образом, основными важными понятиями Федеральных государственных образовательных стандартов являются: компетенция и компетентностный подход.

 В контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт в трудовой деятельности [1]. При таком понимании акцент делается на способность действовать самостоятельно и ответственно и обучение не является способом передачи и усвоения знаний, а имеет цель приобретение целостных умений, используемых в деятельности, которые могут служит основой для дальнейшего развития личности.  Использование во ФГОС общих и профессиональных компетенций в качестве требований к результатам освоения программ позволяет обеспечить прозрачность получаемых квалификаций.

Формирование компетенций как практически направленного результата образования, отражающегося в способности индивида успешно справляться с определённым кругом профессиональных задач,  определяет идеологию компетентностного подхода.

Компетентностный подход требует оптимизации всего образовательного процесса, а именно его всесторонней переориентации на планируемые результаты. Для решения этой задачи образовательные организации должны построить свою образовательную деятельность в следующих направлениях:

- исключение повторов учебного материала в рамках образовательных программ и учёта требований заинтересованных сторон при формировании содержания  учебных программ;

- изменение роли преподавателя, который из транслятора знаний превращается в консультанта, сопровождающего процесс освоения программы;

- изменение роли обучающегося: от пассивного получателя объёма знаний и умений  - в заинтересованное лицо, выстраивающее индивидуальную образовательную траекторию;

- внедрение новых образовательных технологий для интенсификации учебного процесса, повышения мотивации студентов;

- приближение практических занятий и работ по практикам к реальным условиям выполнения профессиональной деятельности;

- привлечение работодателей к образовательному процессу на всех его этапах;

- обеспечение независимой оценки качества осваиваемых программ;

- создание эффективной социокультурной образовательной среды для успешного освоения образовательной программы.

Таким образом, рассматривая современное состояние образования и перспективы его развития, можно выделить два основных направления модернизации:

  1. Структурно-содержательное направление, включающее в себя формирование нового содержания самого процесса образования;
  2. Инструментально-технологическое направление, которое заключается в использование новых возможностей различного рода технологий, в том числе информационных, для повышения эффективности системы образования.

В процессе реализации этих направлений, обеспечивающих внедрение федеральных государственных образовательных стандартов возникают следующие проблемы:

- педагогическое сообщество не в полной мере понимает необходимость происходящих изменений;

- методы и средства внедрения в образовательную практику компетентностного подхода не в полной мере понятны преподавателям;

- нормативные требования к образовательным организациям декларативны и не обеспечены, необходимым финансированием;

- недостаточно высокий уровень методической обеспеченности на федеральном уровне и как следствие этого, не достаточно правильное понимание содержания преподавания отдельных дисциплин, профессиональных модулей;

- отсутствие нормативного обеспечения для участия работодателей в подготовке профессиональных кадров.

Всё это свидетельствует о том, что эффективное решение проблем российского образования невозможно без реализации новых подходов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, преподавателей, методистов.

Можно рассмотреть два подхода к организации повышения квалификации.

Первый подход характеризуется тем, что инициатором повышения квалификации выступает сам преподаватель. Ключевой мотив преподавателя-развитие собственных компетенций. Результатом повышения квалификации для такого преподавателя является получение универсальной компетентности. При этом подходе, если нет курсов повышения квалификации по конкретным запросам преподавателя, то составляется индивидуальный план обучения, обеспечивается его стажировка в других образовательных учреждениях.

Второй подход характеризуется тем, что инициатором заказа выступает образовательное учреждение, формируя заказ на повышение квалификации  с учётом индивидуальных особенностей преподавателей. Реализация этого похода обеспечит преподавателям и руководителям образовательных учреждений  получить необходимые профессиональные и универсальные компетенции.

Следовательно, обеспечение профессионализма преподавателя предполагает комплексный процесс взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, функциональном, предметном, технологическом и социальном компонентах его профессиональной деятельности. Система повышения квалификации должна быть мобильной и в доступной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Реализация новых подходов повышения квалификации преподавателей позволит изменить образ мышления самих преподавателей, отказаться от устаревших стереотипов относительно организации учебного процесса и оценки результатов обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев А.Л. Российское образование. Социально-исторические контексты. – М.: Наука,2008.-359с.
  2. Кулаков А.В. Модернизация образования и повышение квалификации педагогических кадров / А.В. Кулаков, В.Н. Манюкова // Среднее профессиональное образование. – 2014. - № 6.
  3. Зеер Э Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование.-2005. - №4.
Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика