УДК 377.1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Л.В. Рыкова, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится очевидным, что необходимо перевести студентов из пассивных потребителей знаний в их активных творцов, умеющих сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
В ФГОС отмечается, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника. Следовательно, необходимо переосмыслить особенности современного образования, которыми становятся:
- способность, готовность и желание к непрерывному самообразованию и образованию;
- критическое мышление, мобильность и склонность к предпринимательству и принятиям рисков;
- культура отношений и поведения;
- способность к предприимчивости и творчеству (креативности);
- ответственность за результаты своего труда;
- толерантность и умение работать как самостоятельно, так и в команде.
В новых стандартах изменяется роль преподавателя, основной задачей которого становится не изложение готовых знаний, а организация образовательной деятельности, в том числе организация самостоятельной работы студентов.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов – это формирование готовности обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью с целью приобретения индивидуального знания. Выполняя самостоятельно какой-либо вид работы, студент приобретает способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать возникающие проблемы, находить конструктивные решения.
Самостоятельная работа студентов – это важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний, осваиваются новые навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности.
Роль самостоятельной работы студентов в их познавательной деятельности чрезвычайно велика. Однако, важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научить студентов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.
Только самостоятельная работа студентов прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что она бывает внеаудиторной, и аудиторной. Обычно под внеаудиторной самостоятельной работой студентов преподаватели понимают домашнюю работу, забывая, что она может быть выполнена иногда только в читальном зале. Аудиторная самостоятельная работа студентов может включаться в качестве компонента и на лекционных, и на практических занятиях. Например, работая с текстом можно не только прочитать и пересказать его, но и разнообразить работу с ним: выделить главные мысли, обосновать свое мнение, сообщить, охарактеризовать, объяснить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать выводы.
Самостоятельная работа студентов включает:
- подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к зачетам и экзаменам;
- подготовку к итоговой государственной аттестации;
- работу в студенческих кружках, семинарах;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях.
Самостоятельная работа, выполняемая студентами, должна отвечать следующим требованиям:
- быть проделанной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
- демонстрировать достаточную профессиональную компетентность студента в раскрываемых вопросах;
- иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость.
Для того чтобы студент осознал себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощутил общественную значимость своей индивидуальной познавательной деятельности, целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы. В рамках небольшой группы (2-4 человека) студенты работают над решением одной задачи. Каждый, проделывая самостоятельно определенную часть работы, затем, «вносит» это «в общий котел».
Широкое применение получили активные формы и методы проведения занятий: дискуссии, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тестирование, решение задач, упражнений и т.д.; практикуются конкретные индивидуальные задания студентам. Это способствует развитию творческой активности молодежи, привлекая студентов к научно-исследовательской работе; совершенствуются формы и методы контроля за самостоятельной работой студентов.
Опыт применения индивидуальных заданий в учебном процессе показывает, что они могут включать в себя следующие виды деятельности: изучение российского законодательства, учебной и дополнительной литературы, знакомство с научными публикациями отечественных и зарубежных правоведов, выполнение упражнений, решение задач, привлечение различных средств активизации мышления и закреплении изучаемого материала.
Задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, нацелены на развитие методологических знаний и умений. Они должны предполагать мобильную форму конечного продукта. Процесс создания небольшого по объему, завершенного, информационно насыщенного вторичного документа позволяет студенту не только пройти весь путь решения творческой задачи – от момента зарождения творческого замысла до его воплощения в материальном продукте, но и многократно воспроизвести творческий процесс, отрабатывая необходимые умения в изменяющихся условиях. В конечном счете, это должно привести к развитию способности быстро и точно спланировать и скорректировать познавательные действия на любом этапе информационных процессов.
В современных условиях изменяется и роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов. С традиционной – контролирующей – функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п. Можно предложить, например, такого рода задания:
Тема «Конституционное право как отрасль права»
Первый уровень сложности (репродуктивный)
1. Составьте тезаурус по основным понятиям конституционного права.
2. Составьте тест для самопроверки по теме.
Второй уровень сложности (репродуктивно-творческий)
1. Напишите эссе на тему «Конституционный процесс в России в XX в.».
2. Представьте информационный проект «Конституционное право зарубежных стран (на примере одной из стран)».
Третий уровень сложности (творческий)
Разработайте программу студенческой конференции по проблемам конституционного права в России.
Результаты самостоятельной работы студентов оцениваются преподавателем. В качестве форм отчета о самостоятельной работе могут быть представлены:
- конспекты, выполненные по темам, изучаемым самостоятельно;
- тексты контрольных, курсовых работ и результаты их защиты;
- отчеты о прохождении практик (дневники практик), отзывы и квалификационные характеристики за подписью руководителя базы практики и куратора практики;
- результаты тестирования, выполнения письменных контрольных работ по изучаемым темам;
- статьи, тезисы выступления и другие публикации по итогам участия в научно-практических конференциях.
Для развития у студентов мотивации к самостоятельной работе нужны современные, научно-обоснованные учебные и методические пособия как средства, с помощью которых студент может выстроить индивидуальную траекторию самообучения в процессе самостоятельной деятельности.
Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу. |