УДК 37.018
ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н.В. Воробьёва, преподаватель первой категории,
Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Мценск,
е-mail: vorobeva@yandex.ru
Строитель – наиболее древняя и востребованная профессия. Мастера строительной профессии – штукатур, маляр, каменщик, облицовщик – во все времена были в почете, имели достаточный заработок и были востребованы. Многие из них увековечили свои имена и труд в памятниках зодчества и архитектуры. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Не стоит забывать и о таких понятиях как профессиональная пригодность и профессиональный долг, добросовестность и качество, которые являлись во все времена основой и гордостью строительной профессии.
Постоянное развитие, модернизация и требования по улучшению качества проживания людей, потребности и запросы общества являются естественными для любой страны и государства. И если потребности для разных стран примерно одинаковы, то условия, в которых существует строительный процесс – значительно различаются.
Строить в России – непросто. Во – первых Россия крупнейшее государство по размерам территорий, многообразию природно - климатических и геологических условий усложняющих принятие проектных решений и как следствие затрудняющих производство строительных работ. Во – вторых применение общепринятых в мире строительных материалов в таких условиях не целесообразно и в большинстве случаев просто не возможно. А процесс появления объекта строительства на свет, как правило, довольно продолжителен и сложен: вначале возникает потребность, затем требуется финансовое и юридическое обоснование проекта и принятых решений, следующий этап работа – архитекторов и конструкторов, и на заключительном этапе в дело вступают производители работ – строители. Качественное выполнение работ на всех перечисленных этапах является залогом длительной и безаварийной службы построенных зданий и сооружений.
Если посмотреть и проанализировать историю развития нашей страны за последние годы, то стоит отметить, что качества многих производств, в том числе и строительной отрасли значительно снизилось и достигает практически критических уровней. Это влечет вытеснение многих отечественных фирм, подрядчиков и производителей с рынка, производств нашей страны и замещение их иностранными конкурентами, как следствие оказывается негативное влияние на экономику страны, так как строительство одна из самых инвестиционных её отраслей.
Условием интенсивного развития строительной отрасли в целом в условиях экономического реформирования является реализация двух основных задач: первая - повышение качества строительства, вторая – обеспечение безопасности.
Становится ясным, что для решения данных задач отрасль строительства в настоящее время остро нуждается в профессионально компетентных работниках, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах.
Из-за нехватки и дефицита квалифицированных рабочих и резкого роста требований к качеству строительных работ отечественные строительные организации отказываются от использования новых эффективных технологий производства работ. Как следствие, увеличивается доля ручного труда на стройках, что снижает производительность и эффективность труда, увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов. Поэтому проблема подготовки квалифицированных кадров в учебных учреждения страны, регионах и в том числе Мценском филиале приобретает острый и злободневный характер.
В свою очередь региональные строительные организации должны понимать что, не уделяя должного внимания подготовке, не принимая участия в образовательном процессе и переподготовке обучающихся этого региона, они все больше и больше будут, сталкиваются с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов.
Поэтому новый государственный стандарт образования стал основой изменения, как процесса образования, так и его результата. Подготовка будущего специалиста предполагает не освоение содержания образования, а компетенциальную направленность на знания и практические навыки по приобретаемой профессии и специальности. Профессиональная подготовка основывается не только на фундаментальные общеобразовательные знания, но и на обязательные специальные знания с применением современных технологий, помогающих более конкретно направить образовательный процесс в творческое и инновационное русло.
Стоит отметить, что такой подход к получению профессионального образования был уже давно разработан и принят во многих странах Евросоюза, США и Канады. В этих странах прогресс образования непосредственно связан с уровнем развития экономики страны и протекающим научно – техническим прогрессом, который требует от специалистов сочетания широкого общего образования с узкой специализацией. В настоящее время можно выделить общую тенденцию, характерную для всех современных зарубежных профессиональных школ: учебный процесс, строится в соответствии с новой философией образования. Она получила название «информационная» по сравнению со старой «индустриальной». Данная система профподготовки имеет ряд неоспоримых преимуществ, одними из которых являются:
- возможность непрерывной подготовки и переподготовки по избранной профессии/специальности в течение всей профессиональной карьеры;
- практическая направленность профессионального образования, большое количество часов практического обучения, разнообразие видов практики, тесная связь с теоретическим обучением;
- проблемное обучение по предметам (дисциплинам) или по комплексу предметов: любой предмет (дисциплина) решает практические задачи, связанные с конкретными проблемами отрасли.
Таким образом, новшества, внедрённые в образовательный процесс в странах Евросоюза, США и Канады помогли создать принципиально новую кадровую систему с определёнными положительными показателями, а именно: квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков будущего специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора квалификационных требований, возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций, система мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной личной идентификационной карты работника.
В настоящее время строительная отрасль России является одним из ключевых показателей экономического роста и развития страны. И здесь зарубежный опыт будет весьма уместен при создании современной системы подготовки квалифицированных рабочих строительных специальностей.
Рассматривая современную модель профессионального образования в России, можно отметить, что это процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях среднего образования, который складывается из комплексного подхода к учебной и профессионально – педагогической деятельности. Однако учебная деятельность существенно отличается от профессиональной - по мотивам, целям, действиям, средствам, предмету, результатам. Поэтому во многом производственная практика как часть учебного процесса может способствовать трансформации учебной деятельности в профессиональную. А компетентность обучающихся, во многом будет зависеть от эффективной организации производственных практик на базах строительных организаций.
Таким образом, модернизация профессионального образовательного процесса с ориентированием его на потребности производства, внедрения современных средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов. Требования к знаниям и умениям выпускников с точки зрения профессиональной пригодности, внедрение оценочных средств в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Проектирование процесса обучения в условиях тесного контактирования с заказчиками трудовых кадров и особенностью интеграции федерального и регионального компонентов профессиональных образовательных программ в части формирования и оценки профессиональных компетенций поднимает систему профессионального образования на новый уровень.
ЛИТЕРАТУРА
- Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник для вузов, 2-е изд., перераб./ Ильинкова Н.Д., Ильинкова С.Д., Мхитарян С.Д.; под ред. С.Д. Ильинковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 334с.
- Модернизация и проблемы среднего профессионального образования / Н.С. Веселовская, М., 2006
- Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]: http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm
- Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного [Электронный ресурс]: http://edu.rosuprava.ru/tezis/450
|