Пятница, 17.05.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Использование интеллект-карт при преподавании инженерно-технических дисциплин

УДК 378.147.227

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Д.А. Гончаровский, канд.техн.наук,

кафедра «Машины и аппараты пищевых производств»,

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»,

e-mail: mapp-unpk@ostu.ru

 

Автор статьи более 11 лет изучает и применяет различные методы запоминания, вспоминания и представления информации. Необходимость в изучении таких методов возникла, когда автор учился на пятом курсе вуза и готовился к защите дипломного проекта. Количество поступающей и требующей обработки информации росло, и автору был необходим инструмент, который бы позволил упорядочить порой разрозненную информацию из разных источников.

К сожалению, в бытность обучения в вузе автор не нашел такой методики. Отчасти потому, что жил он в маленьком провинциальном городе, в книжных магазинах которого книги по развитию памяти были довольно редки. И отчасти из-за того, что в вузе не преподавалась дисциплина, обучающая эффективному составлению конспектов и организации своей памяти. Однако после поступления в аспирантуру актуальность овладения методами систематизации информации возросла, и поиски продолжились.

В 2007 году автор открыл для себя метод интеллект-карт Тони Бьюзана [1]. Английский термин MindMap, предложенный разработчиком метода Тони Бьюзаном, может переводиться как «интеллект-карты», «карты памяти», «ассоциативная карта», «диаграмма связей», «карты ума». В статье будет использоваться вариант перевода «интеллект-карты», поскольку он пользуется наибольшей популярностью в русскоязычном сегменте интернета – количество запросов по данным статистики Яндекс.Метрика составляет более 10 000 в месяц [2].

Тони Бьюзан – создатель интеллект-карт – всемирно известный писатель, лектор и консультант правительственных учреждений и коммерческих компаний, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления [1].

Научной основой метода интеллект-карт является межполушарная ассиметрия мозга, открытую Рождером Сперри, за что он в 1981 году совместно с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине

Межполушарная ассиметрия заключается в том, что каждое полушарие специализируется на выполнении различных интеллектуальных функций и действует как самостоятельный мозг. Левое полушарие отвечает за речь, логическое мышление, операции с числами и перечнями, линейное представление информации. Правое – за восприятие ритма, цвета, вкуса и запаха, пространственную ориентацию, воображение и мечтание (рис. 1) [3].

Студенты вузов, и автор в том числе, когда он был студентом, используют одну и ту же систему конспектирования (т.н. «линейное» конспектирование) с небольшими вариациями. Конспектирование ведется ручкой фиолетового, синего или черного цвета, изредка другим цветом выделяются названия тем и их разделов; информация излагается последовательно, используются перечни. Недостаток «линейной» системы заключается в том, что информация превращается в набор несвязанных друг с другом элементов, из которых тяжело выделить ключевую информацию. Кроме этого при таком способе конспектирования задействуется только левое полушарие мозга, таким образом, уменьшая степень запоминания информации [1].

За 2,5 года работы в вузе автор читал лекции по дисциплинам «Ремонт, монтаж и сервисное обслуживание оборудования» и «Технологическое оборудование». Представление информации в виде интеллект-карт позволило сократить текст лекции в 5-6 раз без ухудшения понимания.

При построении интеллект-карт используются преимущества радиантного мышления, когда вокруг основного помещенного в центре ключевого слова на карту наносятся остальные ключевые слова, которые затем соединяются между собой в логической последовательности от более значимых к менее значимым. Ветви, которые соединяют ключевые слова образуют связанную систему узлов [1].

Изображая информацию в виде связанных между собой ключевых слов и добавляя к ним графическое изображение (картинки, схемы и т.п.), задействуется правое полушарие мозга.

При подготовке к лекции «Методы восстановления деталей при ремонте» по дисциплине «Ремонт, монтаж и сервисное обслуживание оборудования» автор составил интеллект-карту, на которой отобразил основные положения лекции (рис. 2). На интеллект-карту (рис. 2) были добавлены стрелки, показывающие динамику процесса, и расчетные формулы, которые преподаватель может написать на доске в ходе чтения лекции.

Для лекции по теме «Технологическое оборудование складов муки» по дисциплине «Технологическое оборудование» была создана интеллект-карта, которая представлена на рис. 3.

Одним из преимуществ интеллект-карт является их компактность по сравнению с исходным текстом. Так, интеллект-карта (рис. 3) была сделана на основе изучения трех книг по «Технологическому оборудованию хлебопекарного производства». Объем, занимаемый интеллект-картой в 10 раз меньше, чем объем исходного текста книги по теме «Оборудование для складов муки».

Рис. 1. Полушария головного мозга: вид спереди [1]

Рис. 2. Интеллект-карта лекции «Методы восстановления деталей при ремонте»

 

Рис. 3. Интеллект-карта лекции «Технологическое оборудование складов муки»

Итак, в статье был изложен метод интеллект-карт и показаны возможные его приложения в преподавании инженерно-технических дисциплин.

Метод интеллект-карт позволит студентам вузов сократить время на создание конспектов, сделать их ясными и понятными, повысить степень запоминания учебного материала, а также улучшить их способности к познанию нового.

Автор статьи предлагает ввести дополнительную дисциплину для студентов первого курса всех направлений подготовки бакалавров, которую предлагается назвать «Основы интеллект-карт» или «Основы запоминания и конспектирования». В рамках дисциплины предлагается изучить и практиковать создание интеллект-карт и ведение конспектов с их помощью. Данную дисциплины необходимо тесно связать с дисциплиной «Введение в направление профессиональной деятельности», а в идеале сделать дисциплину «Основы запоминания и конспектирования»  предшествующей дисциплине «Введение в НПД».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бьюзен, Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство [Текст] / Т. и. Б. Бьюзен; пер. с англ. Е. А. Самсонов. – Минск: «Поппури», 2010. – 352 с.: ил.+16 с. вкл.

2. Подбор слов [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс» [Офиц. сайт]. URL: http://wordstat.yandex.ru/#!/?words=%D0%B8%D0%BD%D1%82%

D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%

D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B (дата обращения: 18.01.2015).

3. Sperry, R. W. Hemisphere deconnection and unity in conscious awareness [Текст] / R. W. Sperry. – American Psychologist, Vol. 23, No. 10, October 1968. – pp. 723-733.

 

 

Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 752 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика