Воскресенье, 05.05.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 » 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты.

Формирование инклюзивной образовательной среды в современной профессиональной организации

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. Колякина, канд.социол.наук,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

 

Гуманистическая основа современного профессионального образования, вхождение России в европейское образовательное пространство определяет отношение к каждому человеку как к субъекту познания, творчества, деятельности, общения. Признание самоценности личности привело к поиску педагогических путей развития, социализации и обучения, в том числе профессионального, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из последних стратегий профессионального образования является инклюзивное образование.

Инклюзия - это процесс, целью которого является удовлетворение разнообразных потребностей обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни, уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. Инклюзия основана на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для всех участников. Инклюзивное образование стремится развить методологию, которая сделает эффективным преподавание для всех обучающихся, не только для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На уровне законодательства Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусмотрены гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидов. В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Особую значимость приобретает освоение технологией инклюзивного образования для неспециализированных профессиональных образовательных организаций. На сегодняшний день в сфере профессионального образования вопросы обучения лиц с ОВЗ и инвалидов регламентируются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки от 19.12.2013г. №1367), Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, а также Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки от 14.06.2013г. №464), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки от 16.08.2013г. №30306).

Однако одним из главных вопросов педагогического сообщества является не столько вопрос правого сопровождения инклюзивности, сколько вопрос определения степени соответствия инклюзивного образования современным реалиям: содержанию профессионального образования, методам обучения, критериям оценки качества образования.

Анализ сложившейся образовательной среды приводит к выводу о том, что проблема «включения» лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательный процесс многоаспекта и связана с необходимостью разрешения противоречий между:

- сложившейся системой обучения инвалидов и изменившимися в результате социальных реформ запросами в системе профессионального образования;

- необходимостью эффективной адаптации инвалидов к учебной деятельности в неспециализированных образовательных организаций.

На наш взгляд, доступность лицам, имеющим специальные образовательные потребности, к качественному профессиональному образованию, остается необеспеченной в силу ряда причин, в числе которых:

- отсутствие специальных образовательных условий, учитывающих своеобразие адаптации к учебному процессу лиц с ОВЗ и инвалидов:

- необеспеченность специальными образовательными программами и технологиями;

- недостаточная разработка комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучаемых со специальными образовательными потребностями, обеспечивающего сохранность здоровья и социально-профессиональную реабилитацию в условиях существующей системы профессионального образования.

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства образовательной организации достигается созданием безъбарьерной среды.

Такая среда, мы полагаем, должна разрабатываться с учетом преемственности в обучении и индивидуальных потребностей обучаемых с ОВЗ и инвалидов. Она должна быть непрерывной и открытой, ориентированной на потребности рынка труда. Должны быть созданы специальные педагогические условия, новые дидактические условия обучения и новое социальное окружение.

В числе педагогических условий назовем:

1 принятие философии инклюзивности;

2 проектирование индивидуальных программ профессионального обучения;

3 дифференциацию учебной деятельности;

4 подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс;

5 разработка дидактических материалов;

6 организация эффективной деятельности медико-психолого-педагогического консилиума;

7 приоритет активности и самостоятельности обучающегося в учебной деятельности, ориентированной на осознанное, самостоятельное освоение опыта профессиональной деятельности;

8 мотивация успеха в учебной деятельности.

Так, в Ливенском филиале Госуниверситета – УНПК при разработке учебных планов по образовательным программам высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС 3+ включена дисциплина «Адаптивная физическая культура».

Системообразующую роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды в филиале отводим медико-психолого-педагогическому консилиуму, в состав которого включены педагог-психолог, социальные педагоги, отличающиеся высоким уровнем профессиональной компетентности, свободной ориентацией в смежных областях деятельности, готовностью к постоянному росту профессиональной и социальной мобильности, осознанием своей роли наставников. Для обеспечения тьюторского сопровождения предстоит разработать методические рекомендации, которые будут включать средства диагностики для сбора данных о предпочтениях, интересах, склонностях обучаемых с ОВЗ и инвалидов, выявления ресурсов для преодоления проблем. Необходимо провести преобразования для формирования архитектурной безъбарьерной среды.

Важнейшей характеристикой инклюзивного процесса в образовании считаем изменения в профессиональном мышлении и сознании педагогов. Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетенций. Это интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучаемых.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Инклюзивное образование: вчера, сегодня, завтра/Материалы конференции. – Самара: СООИ «Ассоциация Десница», 2007.
  2. Перевозникова, И.В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы//Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012.- Вып.5(120).- С.103-109.
Категория: 1. Профессиональное образование: модернизационные аспекты. | Добавил: Zvyagina (16.02.2015)
Просмотров: 1605 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика