Четверг, 02.05.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения физике

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

 

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

Е-mail: lytasik@mail.ru

 

В последние десятилетия, несмотря на то, что научно-технический прогресс все настойчивее вторгается в нашу жизнь, интерес у студентов к физике неуклонно понижается. Это связано с рядом проблем. Прежде всего, современному учащемуся физика неинтересна, поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует, как правило, в другой области. Кроме того, студенту часто бывает трудно усвоить абстрактные понятия и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.

Противостоять этому можно, внедряя в физику элементы мировой культуры (философия, история, искусство, литература, техника и т.д.) с целью стимулирования заинтересованности к данному предмету и повышения творческой активности личности, о чем в пору техногенного развития общества часто забывают. Следует обратить внимание, что внедрению культуры способствуют современной тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманитаризация и гуманизация являются сегодня одним из основных направлений реформирования образования вообще и физического в частности.

О гуманитаризации преподавания физики говорят уже довольно давно. В нашей стране эта проблема была поставлена уже около 20 лет назад, но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит совершенствование системы образования в целом.

Во второй половине 80-х годов специалисты начали отмечать, что соответствующий курс физики построен довольно однобоко – он ориентирован только на выявление «технического потенциала». Говорилось о необходимости радикальной перестройки, об ориентации, прежде всего на гуманитарный потенциал.

«Гуманитаризация» стала одним из главных направлений совершенствования образования в России. Была признана необходимость в таком построении курса физики, когда в нем подчеркивается его значимость, место и роль в системе общечеловеческих ценностей.

Формирование у учащихся системы гуманистических и гуманитарных ценностей на занятиях имеет свое продолжение, развитие и определенное логическое завершение во внеурочное время.

Деятельность людей в любой ее форме (научно-практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются, это и есть проблема метода.

Важнейшей задачей обучения является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представить это многообразие при изложении, казалось бы, частного явления природы.

Будущее человечества определяется наличием высококвалифицированных кадров, творчески мыслящих людей. Поэтому назрела необходимость прогнозировать развитие внешнего и внутреннего образовательного пространства каждого учебного заведения на основе диагностики нужд личности и общества.

Современные выпускники учебных заведений должны обладать навыками самоорганизации, устной и письменной коммуникации, способностью быстро учиться, умением устанавливать приоритеты, уметь сотрудничать, уметь слушать, критически мыслить, уметь работать в коллективе, уметь претворять свои идеи в жизнь; иметь черты лидера. Личность, обладающую такими качествами, можно определить как творческую.

Формирование именно такой творческой личности является основной целью учебного заведения нового типа, основанного на принципах гуманизации и демократизации образования. Это предопределяет демократический стиль взаимоотношений на любом уровне и создает воспитательную среду, без которой немыслимо саморазвитие личности студента. Социализация личности учащегося происходит успешно, если его познавательные и духовные потребности находят удовлетворение в содержании педагогического процесса. Следовательно, необходима дифференциация обучения, гибкие учебные планы и программы, корригируемые педагогическим консилиумом на основании результатов тестирования учащихся и их родителей. В центре учебно-воспитательной работы – Преподаватель и Студент. Во всех факторах создания условий для самореализации личности студента ведущим является Преподаватель. Именно от его личностных качеств зависит: осознает ли учащийся потребности собственной души. Основное место и время общения Преподавателя и Студента – это учебная деятельность. Для любого творчества необходима комфортная обстановка. Она создается, прежде всего, на занятии, где учащийся проводит основную часть времени. Для этого используются дифференцированные задания учащимся сообразно их темпераменту, возможностям; предлагаются различные пути решения поставленной задачи и поиск новых путей достижения цели; применяются различные формы и методы обучения.

На уроке создается информационно-насыщенная среда, где происходит кристаллизация основных идей изучаемой темы. Но еще Дистервег говорил: «Развитие и образование не могут быть даны или сообщены».

Полагаю, что всякий достигает этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением, посредством упорной работы мысли и борьбы с самим собой.

Извне учащийся получает только возбуждение ума и души. А оно исходит от Преподавателя. Его личностный взгляд на предмет, его понимание эстетики предмета, его дифференцированный подход к ученику стимулирует саморазвитие личности учащегося. Преподаватель вместе со Студентом «изобретает» науку.

Человеческое знание по сути своей едино. Чтобы сформировать у студента представление об окружающем его мире и о себе, как о едином целом, нужно размыть границы преподавания различных дисциплин и создать единое информационно-педагогическое поле, объединив для этого усилия всего педагогического коллектива.

Итак, для успешного решения задачи формирования творческой личности Студента, необходимо:

1. В центр процесса обучения поставить Человека.

2. Содержание и формы педагогического процесса привести в соответствие с профилем учебного заведения, социальными потребностями личности и общества.

3. Иметь творческий педагогический коллектив, способный своим стилем работы создать атмосферу успеха и сотворчества.

Формирование творческой личности как конечной цели обучения невозможно без создания единого информационно – педагогического поля, в котором все преподаваемые дисциплины рассматриваются как гармоничные компоненты образования.

Для достижения планируемого результата преподаватель должен хорошо владеть педагогической технологией в целом, то есть уметь выбирать нужные методы и формы, исходя из конкретных начальных условий, и конструировать из них технологическую линию обучения.

Немало впечатлений может дать и дает деятельность преподавателя. В физике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления.

«Учить физике интересно!» – это призыв педагогов. Через интерес к занятию пробуждается интерес к физике, а потом – и к другим естественнонаучным дисциплинам: ведь этот интерес порождает интерес к занятиям, самообразованию и через них – к труду, творчеству. Так цепочка, у начала которой находится интересно организованное учебное занятие, завершается социально важным результатом; формированием желания и умения трудиться. А это – одно из задач реформы учебного заведения.

Педагоги-ученые свидетельствуют: познавательный интерес занимает у студентов ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. «От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, но и общий тонус всей учебной деятельности с ее социальным смыслом и установками… нет ни одной проблемы в учебной познавательной деятельности, которую можно было бы решить без опоры на интерес».

Проблема творчества особенно важна в настоящее время: ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание студента творческой личностью средствами каждой учебной дисциплины. Чтобы учение не превратилось для учащихся в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом занятии вызывать у студентов приятное ощущение новизны познаваемого. Безусловно, для этого преподавателю необходима солидная подготовка, развитая культура мышления и большой потенциал знаний, о котором писала М. Шагинян: «В тысячах неуловимых оттенков передается этот культурный резерв учителя молодому, свежему восприятию учеников».

Гуманистический подход, по А.М. Моисееву, предполагает «создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным культурным ценностям. Основной ведущей идеей гуманистической концепции является идея саморазвития».

Как показывает практика, исторический материал может быть подан учащимся в самых разнообразных формах. Обычно знакомят с идеями классиков науки, изучают принцип действия приборов и установок, с помощью которых были проведены фундаментальные исследования, дают анализ творческого пути ученого. Но есть то, что нередко остается вне поля зрения педагога, поможет сделать преподавание физики привлекательнее, живее. Великие физики, изобретатели оставили нам не только свои открытия и изобретения, но и память о своей жизни. Интересные и забавные эпизоды из жизни ученых-физиков дают более правильное представление о них, которым присущи обычные человеческие качества, которые имеют свои слабости, обостренное чувство собственного достоинства. Использование такого материала позволило сделать занятия физики более интересными, вызывающими расположение ребят. Решение данной задачи связано также с комплексным применением технических средств обучения, позволяющих успешно реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие цели занятия, составляющие в совокупности главную цель – воспитание всесторонне развитой личности. Технические средства обучения дают возможность оптимизировать процесс достижения уникальной цели, если при этом исходить из основного положения теории познания, в соответствии с которым «диалектика вещей создаёт диалектику идей, а не наоборот». Следовательно, строить занятия так, чтобы при изучении какой-либо темы двигаться первоначально от чувственно-конкретного к абстрактному и далее от абстрактного к конкретному, т.е. сначала встречаться с явлением, после осмысливать его и делать теоретические выводы и, наконец, учиться их практически применять на практике. При указанной последовательности работы по изучению какой-либо темы по физике удается особенно удачно решать задачи развития и воспитания ориентировано-развитой личности, если организовать встречу с химическими, физическими, биологическими и другими явлениями и демонстрировать их в применении на образцах прекрасного отображенного в искусстве, архитектуре и т.д. То есть излагать тему не только на языке физики, химии и математики, но и на языке истории, экологии, искусства, литературы, музыки – на языке всесторонне-развитой личности. Практически решить поставленную задачу формирования у студентов и школьников всех этих умений гармонически развитой личности и одновременно умений по физике могут только ТСО и ЭВМ, которые позволяют очень удачно вплетать в занятие элементы других предметов, как чувственно-возбуждающий фрагмент, повышающий общий интерес к предмету.

 

Литература

1.      Глагузова М.А. Развитие творческих способностей учащихся и их интереса к физике//Физика в школе. 1990. №3. С. 23-26.

2.      Ефременко В., Макогина Е., Корнилова Е. Методологические принципы формирования физических понятий//Alma mater. 2002. №5. С. 20-21.

3.      Кравченко Г.В. Принципы и сдержание воспитания достоинства человека//Классный руководитель. 2002. №5 С.125-132.

4.      Кузырева Н.А. Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике. ООО «Исток – С» 2005.

5.      Развивать у учеников интерес к знаниям и учению//Физика в школе. 1999. № 2. С. 82-87.

6.      Синякин Е.В. Неизвестные факты о великих – как средство пробуждения интереса к физике//Физика в школе. 2001. №4. С. 33-35.

7.      Сластенин, В.А. Психология и педагогика./ В.А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Изд. центр "Академия”, 2003 С. 265-270.

8.      Спиридонов О. П. Правильно ли мы преподаем физику?//Физика в школе. 1993. № 3. С. 17.

9.      Тарасов Л.В. Гуманитаризация как одно из основных направлений перестройки преподавания физики в школе//Физика в школе. 1988. № 2. С. 31.

10. Тарасов Л.В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративного – гуманитарного подхода//Физика в школе. 1989. №4. С.40-41.

11. Щербаков Р.Н. Ценностные ориентации физического образования//Педагогика. 2000. №9.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 2385 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика